Оригинал взят у
mikeura в
О форме Основная установка художника, согласно Ницше, заключается в том, что художник "никакую вещь не наделяет ценностью, если она не умеет стать формой". Художник не относится к форме как к чему-то такому, что выражает что-то другое. Художественное отношение к форме есть любовь к форме ради того, что она есть сама по себе. Поэтому Ницше критически отзывается о современных ему художниках:
"Никто из них не является просто художником, все - то археологи, то психологи, то инсценировщики какого-либо воспоминания или теории. Они красуются за счет нашей эрудиции, нашей философии". "Они любят форму не ради того, что она есть, но ради того, что она выражает. Они - сыны ученого, измученного и рефлектирующего поколения - бесконечно далекие от старых мастеров, которые ничего не читали, а думали только о том, чтобы даровать своим глазам праздник".
Форма как то, что дает явиться встречающему, приводит отношение, определенное через нее, в непосредственную связь с сущим; саму эту связь она раскрывает как наличность изначального отношения к сущему, празднества, в котором само сущее торжествует в своей сущности и таким образом поставляется в открытость. Форма определяет и ограничивает область, в которой состояние нарастающей силы и полноты сущего совершает себя самое. Форма утверждает ту область, в которой становится возможным опьянение как таковое. Когда Ницше говорит об "опьянении", это слово обретает у него звучание и смысл. противоположные тем, которые вкладывает в него Вагнер. Для Ницше оно означает яснейшую победу формы. Подлинная форма и есть единственное и высшее содержание.
"Художником становишься тогда, когда то, что все нехудожники называют "формой", начинаешь воспринимать как содержание, как "саму вещь". Тем самым, правда, входишь в перевернутый мир, ибо отныне содержание становится чем-то формальным, включая нашу жизнь".
М.Хайдеггер. Лекции о Ницше
a343:
16 мар, 2014 17:10 (UTC)
Время и есть форма!