Всё ещё нахожусь под впечатлением «марша миллионов» 15 сентября. Вышли на улицу десятки тысяч моих сограждан. Драйв и организация меня порадовали. Потенциал перемен достиг «стартовой массы». Другое дело - как им воспользоваться, здесь многое зависит от лидеров-организаторов, пока на повестке дня формирование Координационного Совета (КС), а что дальше? КС - это очень хорошо, несмотря даже на его разношерстность и риск расколов. С чего-то надо начинать. Общим делом могло бы быть разверстывание структур по регионам, но чем конкретным занять активистов - вот насущный вопрос. Делать «добрые дела правды» - тепло, но не горячо. Самое перспективное при нынешних раскладах в «вертикали власти» и в гражданском обществе - мониторить-рейтинговать должностных лиц, депутатов, судей, правоохранителей, различные учреждения и фирмы, в том числе в сфере ЖКХ. Но такая деятельность должна быть систематизированной, постоянной и скоординированной, и лучшей площадки для неё, чем Панлог (
http://panlog.com), - нет и не будет. Принцип простой - если гражданин желает участвовать в гражданском контроле, он выбирает себе участок мониторинга-рейтингования, обращается к редакторам портала, получает коды доступа к выбранному им территориальному или отраслевому участку и приступает к систематизации контента, к отработке процедур конкурсов-рейтингов, к формированию трехсторонних конкурсно-рейтинговых комиссий (из представителей общественных организаций, депутатов и администрации) и в конце концов к собственно репутационным оценкам.
Что касается массовых акций, то они тоже могут быть эффективными, но уличная мобилизация затруднительна ввиду неготовности населения к отстаиванию своих прав - есть «стартовая масса» неравнодушных граждан, но нет «критической». Увы, русская масса ошкурилась ещё в позднесоветские годы, она пока пребывает на стадии африканских туземцев зари колониализма, всё ещё ждёт халявы от «хозяина», пребывает в растлении и рассыпанности.
Зато бушуют китайские и мусульманские массы, не подвергшиеся, в отличие от русских, пандемии потреблядского шкурничества. Соответственно пробудившиеся к национальной жизни китайцы и нищие и потому легко зомбируемые мусульмане демонстрируют завидную витальность. Они не теплы, а горячи. И готовы сокрушать супостатов.
Однако между китайскими и мусульманскими волнениями - принциальная разница. Китайцы стимулируются базисно, а мусульмане - надстроечно. Китайцы бьются за островки в Восточно-Китайском море, и они нутром ощущают причастность к этим территориям, поскольку благодаря реформам Дэн Сяопина причастились собственности и восприниамют островки как своё собственное, готовы за них воевать и умирать. Вряд ли китайская улица целиком организована китайскими коммунистическими властями, хотя многие колонны идут под знаменами КПК и с портретами Мао Цзэдуна. Видимо, по собственному интересу поднялась китайская низовая субъектность, которая то и дело вступает в схватки с пытающимися удержать её китайскими полицейскими. И китайские власти в переговорах с японцами насчёт этих островков опираются на интересы китайской низовой субъектности, которую форсированно взращивали более 30 лет, и в душе наверняка радуются, что китайская улица демострирует столь высокий собственническо-национальный дух. А вот досубъектные несамодостаточные мусульмане поднялись не по интересу, а по инстинкту-рефлексу, науськанные своими духовными и политическими лидерами. Если китайская улица сознательно нацелена на конкретный долгоиграющий результат - утвердить свои права собственности на островки, то мусульманская улица кипит быстрозатухающей эмоцией против шайтанского «Запада» по абстрактно-надуманному поводу - кто-то обидел пророка Мухаммеда в фильме, который никто из протестующих, кстати, не видел.