О легитимности власти

Feb 25, 2012 15:47

Понятие «легитимность»-«законность", подчеркивается в справочниках, не только правовое, но и социально-психологическое. Неплохую книгу «Теория политической легитимности: Курс лекций» (Москва: Издательство Российская политическая энциклопедия, 2007, 272 стр.) издал ректор Дагестанского института экономики и политики, доктор политических наук, профессор Абдул-Насир Зирарович Дибиров, из многочисленных зарубежных трактатов могу порекомендовать размещенную в Интернете с обширным Предисловием известного публициста и общественного деятеля David Ames Curtis и переведенную им с французского книгу профессора Jean-Marc Coicaud «Legitimacy and politics: a contribution to the study of political right and political responsibility» (Cambridge University Press, 2002, 259 р.). Резюме - «Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества. Легитимность не следует смешивать с также существующим в политологии понятием легальность власти. Легальность власти - юридическое её обоснование, её законность, соответствие существующим в государстве правовым нормам. Легитимность, в отличие от легальности, не является юридическим фактом, но - социально-психологическим явлением. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не признаваться народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафия, которая также, в принципе, может восприниматься народом (или его частью) как легитимная либо нелегитимная. Легитимность - это доверие и принятие власти общественным сознанием, оправдание её действий, потому она связана с моральной оценкой. Граждане одобряют власть, исходя из своих моральных критериев, представлений о добре, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то - оправдать принуждение, применение силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны. Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий (легитимация), обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т. д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на «своих» и «чужих»».





Проржавелая-коррумпированная-скомпроментированная легитимность расшатывается-свергается-сменяется новой революционно, когда авангардное меньшинство бросает вызов теряющему авторитет старому порядку. Новая легитимность навязывается обществу и принимается населением. Закон устанавливает победитель. Право своё он обретает в борьбе, в смертном бою, бросая на кон свою жизнь, жертвуя собой. Кто способен на саможертвоприношение - тот и бывает победителем, ибо уподобляется Богу в Богосаможертвоприношении. «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откровение святого Иоанна Богослова /Апокалипсис/ 21:7).

Отсюда применительно к нашей истории - бесспорная легитимность Советской Власти, обретенная «волевой накипью нации» (большевиками во главе с Владимиром Ильичом Лениным) её победой в Гражданской Войне. После самопредательской Русской Катастрофы-1991 какое-то время отсутствовала легитимность, поскольку демократически избранный Верховный Совет РСФСР не принял компрадорско-предательской политики «всенародно-избранного» первого российского президента Бориса Ельцина. Однако после того, как Ельцин 3-4 октября 1993 года расстрелял нас в Останкино и затем в Белом Доме, его режим приобрел легитимность 12 декабря 1993 года, когда прошли выборы в Государственную Думу РФ и был проведён референдум по новой Конституции РФ. Эта новая постсоветская летитимность была подтверждена на парламентских выборах в декабре 1995 года, когда левые и патриотические силы получили серьёзный законодательный плацдарм. Казалось бы, открывался путь пусть мучительного, но демократическо-паториотического развития, с преодолением компрадорства и с взращиванием «критической массы» российской низовой субъектности. Надо было только убрать Ельцина и его национал-предательскую группировку в рамках постсоветской Конституции, рутём демократических президентских выборов.

Выборы же прошли вопиюще-нечестно, были сфальсифицированы. И ельцинский компрадор-предательский режим утратил легитимность. Сегодня действующий президент РФ Дмитрий Медведев признаёт факт фальсификации-узурпации власти, свершенный 3 июля 1993 года. Нелегитимный Борис Ельцин тем не менее остался у власти вместе со своими подельниками и в канун 2000 года передал бразды правления Владимиру Путину, который продолжил компрадор-мародерский курс «либерал-реформаторов».

Тем не менее россиянцы понадеялись на честь и совесть чекиста и раз за разом верили его широковещательным обещаниям и всяким лукавым словесам и демонстрировали ему своё доверие на президентских и парламентских выборах, пока значительная часть экономически-самодостаточных и потому имеющих собственный интерес и тем самым склонных к социально-политической субъектности наших сограждан не убедилась, что их элементарно разводят ради сохранения власти за тёмной фигурой «альфа-дога», и гнусная «рокировка» 24 сентября 2011 года и затем наглая фальсификация на парламентских выборах 4 декабря 2011 года не переполнила чашу терпения. И самодостаточники-субъектники вышли на площадь. И заявили, что путинщина нелегитимна!

Власть заметалась, обещая с одной стороны демократические уступки, а с другой стороны истерично призывая «умереть за Москву», то есть умереть за режим жуликов и воров, за продолжение безнаказанного мародерства силовых и сырьевых олигархов. И Путин явно готов пойти на физическое столкновение с пробудившимися ростками гражданского общества, которое, естественно, заведомо не может признать легитимными итоги предстоящих президентских выборов 4 марта 2012 года, кто бы на них какое место ни занял.
Previous post Next post
Up