Народ Ливии любит Каддафи
Муамар "Каддафи" неоднократно признавался самым экстравагантным среди всех политических лидеров. Это касается не только его одежды, но и шокирующих высказываний, к которым на Западе никак не привыкнут. Но еще более экстравагантными являются реформы, которые Каддафи проводит в своей стране.
Западные информационные агентства не могут забыть трансафриканское турне, которое ливийский лидер совершил два года назад. Кроме самого Каддафи, в этом турне принимали участие 400 его телохранителей, 3 самолета-истребителя, военный корабль и 60 броневиков. На всем пути следования кортежа разбрасывались доллары на сумму (по данным полиции ЮАР) 6 млн. А чего стоит заявление Каддафи, что он считает себя мессией арабского мира, продолжателем дела пророка Мухаммеда, Иисуса и Моисея? А его слова, что в скором будущем Европа примет ислам? А как понимать утверждение Каддафи, что Шекспир на самом деле был арабским эмигрантом и его звали Шейх Зубейр?
Впрочем, кем был Шекспир, до сих пор точно неизвестно. И кто знает, как потомки оценят личность Муамара Каддафи. Между прочим, Британская национальная опера недавно поставила спектакль под названием Каддафи - живой миф, в котором участвуют девушки из батальона личной охраны лидера ливийской революции. В своем интервью исполнитель главной роли Рамон Тикрам сказал, что потрясен глубиной личности Муамара Каддафи.
Муамар аль-Каддафи родился 13 сентября 1942 года в Ливии в семье пастуха из полукочевого племени аль-каддадифа. Впрочем, этот факт его биографии вызывает споры. Сыну пастуха, - доказывает один из британских биографов, - было бы несколько затруднительно получить такое блестящее образование, какое получил господин Каддафи. В этом утверждении есть доля истины. Среднее образование будущий лидер ливийской революции получил в религиозной школе, затем изучал историю в Ливийском университете в Триполи. В 1963 году он бросил университет и поступил в Королевскую военную академию Ливии, одно из самых современных на тот день военных учебных заведений в Африке, где в то время преподавали в основном британские военные специалисты. Там Каддафи последовал примеру президента Египта Насера и создал свою организацию - Движение свободных офицеров-юнионистов, призванное способствовать объединению арабского мира. Через три года, в течение которых Муамар не только учился в Ливии, но и стажировался в Британии, он с отличием окончил академию. Впервые Каддафи стал известен арабскому миру, направив свое подразделение (без санкции короля Ливии Идриса I) на помощь президенту Насеру во время Шестидневной войны в июне 1967 года. Ливийский король собирался было отправить мятежного капитана в отставку, но не успел - 1 сентября 1969 года выяснилось, что военную академию Каддафи посещал не зря. Если когда-нибудь будет написан учебник о том, как правильно устраивать военные перевороты, то операция капитана Каддафи в этой книге будет признана образцовой. В три часа утра, незадолго до первой утренней молитвы, в Триполи, столицу Ливии, вошли колонны военной техники. Войска быстро окружили здание министерства обороны, штаб-квартиру службы безопасности, королевский дворец, а также радиостанцию и здание ливийского информагентства. Одновременно были блокированы все границы, а в аэропорту отменены все рейсы. В результате подданные Королевства Ливии проснулись гражданами Ливийской Арабской Республики. Герою освободительной войны против Италии, престарелому королю Идрису I, находившемуся на отдыхе в Турции, было предложено продолжить отдых и не отвлекаться на государственные дела.
Интересно, что в канун переворота совет революционного командования, состав которого был неизвестен, успокоил европейских дипломатов, заверив, что интересы их стран не пострадают. Лишь через год, когда угроза иностранной интервенции миновала, Муамар Каддафи занял пост премьер-министра и немедленно национализировал собственность иностранных нефтяных компаний, а также предложил Британии и США убрать с территории Ливии военные базы.
Поначалу "Каддафи" повел себя точно так же, как путчисты в других арабских странах, включая Саддама Хусейна в Ираке и Хафеза Асада в Сирии. Западные СМИ утверждают, что первым делом он позаботился о приумножении своего капитала. Известно, что Муамару Каддафи сейчас принадлежат огромные земельные участки в Италии и Британии, а также банки и фешенебельные гостиницы по всему миру. Кроме того, он не был бы военным, если бы отказал себе в удовольствии повоевать со своими соседями. За время пребывания у власти он с переменным успехом воевал с пятью из шести своих соседей, по непонятным причинам пропустив только Нигер.
Но своим главным противником ливийский лидер считал международный империализм, в результате чего удостоился от президента США Рональда Рейгана клички Бешеный пес Ближнего Востока. С США Каддафи, конечно, впрямую не тягался, но щедро финансировал мусульманских экстремистов в Египте и Турции, субсидировал печально знаменитую организацию ASALA (армянская террористическая организация, устраивавшая теракты против Турции), помогал курдам в Турции, Ираке и Иране, итальянским Красным бригадам, немецкой "RAF", баскской ИРА, ирландским, шотландским и валлийским сепаратистам.
Другим увлечением Муамара Каддафи в первые годы правления было создание единого арабского государства. Список государств, с которыми он пытался объединить Ливию, внушителен - Египет, Сирия, Марокко, Алжир, Тунис, Судан и даже Мальта. Дело дошло до подписания формальных соглашений с Египтом, Сирией и Марокко, однако сейчас об этом напоминает лишь государственный флаг Сирии, на котором в связи с объединением с Ливией появились две зеленые звезды. Интерес к объединению арабов исчез у Каддафи в один момент. Произошло это в апреле 1986 года, когда в ответ на взрыв дискотеки в Западном Берлине американцы нанесли ракетный удар по резиденции Каддафи. Сам ливийский лидер при этом не пострадал, однако во время налета была убита его двухлетняя дочь. (Руины спальной комнаты с развороченным остовом кровати с тех пор служат музеем, посетители которого могут воочию убедиться в кровожадности американского империализма.) Тогда Каддафи обратился за поддержкой к братьям-арабам, но не получил ее. Это заставило его не только разочароваться в идее арабского единства, но и резко умерить свою агрессивность. В 2003 году Ливия даже официально отказалась от производства ядерного оружия и выплатила компенсации семьям тех, кто погиб при взрыве пассажирского самолета над шотландским городом Локерби.
Но еще более удивительно то, что Муамар Каддафи предпринял внутри страны. Рассказывают, что в трудные для Ливии годы он уединился в пустыне, где написал свою Зеленую книгу, провозгласив Третью мировую идеологию (под первой и второй подразумеваются капитализм Адама Смита и коммунизм Карла Маркса). Парламент - это не власть народа, - заявил Каддафи, и по его предложению 2 марта 1977 года Всеобщий народный конгресс Ливии преобразовал страну из республики в Джамахирию, то есть государство народных масс. Изменилась не только вывеска - было отменено то, что принято называть демократией, включая политические партии, общественные организации, парламент и даже правительство. Власть в стране была передана народным конгрессам, включающим все взрослое население Ливии.
Вообще-то, изъяны представительной демократии были известны еще до Каддафи. Даже Уинстон Черчилль говорил: Демократия - это ужасное изобретение, но человечество не выдумало ничего лучшего. Хуже всего, что в условиях демократии к власти прорываются люди, которым самое место в тюрьме или сумасшедшем доме. Но Черчилль лукавил - на самом деле человечество давно изобрело нечто более совершенное, чем демократия, причем среди создателей этой теории были такие великие мыслители, как Гегель и Кропоткин. Беда в том, что до сих пор не получалось проверить эту теорию на практике. И Парижская коммуна, и Свободная республика Нестора Махно погибли, не успев продемонстрировать всему миру эффективность принципов самоуправления.
Похоже на то, что Муамар Каддафи решил повторить эксперимент Нестора Махно. В 1979 году он даже попросил ливийский народ освободить его от всех государственных постов с тем, чтобы заняться идеологическим и теоретическим трудом на благо человечества. Народ пошел навстречу пожеланиям Каддафи, сохранив за ним титулы вождь и брат-лидер. Тот тоже не остался в долгу, а предложил, например, передать нефтяные месторождения из государственной собственности в собственность беднейших граждан Ливии, что и было сделано. Сейчас ливийцы не только получают отчисления от продажи нефти, как это делается в Норвегии и Саудовской Аравии, но и владеют месторождениями. В результате уровень жизни в этой стране гораздо выше, чем в соседнем Египте, не говоря уже об африканских странах. До европейских стандартов он, правда, недотягивает, но надо учесть, что образование и здравоохранение в Ливии бесплатные, квартплаты не существует, а цены на основные продукты питания чисто символические.
Даже западные СМИ признают, что Муамар Каддафи немало сделал для ливийского народа. Иногда его сравнивают с первым президентом Турции Кемалем Ататюрком, и на это есть основания. Каддафи точно так же практически ликвидировал в своей стране неграмотность и уравнял мужчин и женщин в правах, что для традиционного арабского общества стало настоящим шоком. В Ливии женщина пользуется избирательным правом (в отличие от Саудовской Аравии), водит машину (в отличие от Кувейта) и даже может стать военным летчиком (в отличие от Египта). Большинство ливиек носят хиджаб, то есть головной платок, но ношение чадры сейчас большая редкость. Объединяет ливийского лидера с Ататюрком и то, что в быту Каддафи очень неприхотлив. Он не пьет кофе, чай и алкогольные напитки, не курит, ест очень мало, в основном простую пищу.
К мнению Муамара Каддафи уже начали прислушиваться во всем мире, тем более что время подтверждает его правоту. Еще лет десять назад он сказал, что израильтяне не допустят создания палестинского государства, и все получилось так, как он и предсказывал. И похоже, его идея формирования арабо-израильского государства под названием Изратина не так уж фантастична. Ведь подтверждается же утверждение Каддафи о том, что ООН превратилась в декоративный орган. Разумным кажется и его предложение о создании единой общеафриканской армии численностью 1 млн. человек, что способно сократить наполовину расходы африканских стран на оборону. В военных вопросах полковник Каддафи явно разбирается. Перед тем как НАТО совершило вторжение в Афганистан, он предупреждал: Афганистан подобен болоту. В этом болоте уже однажды увязли советские войска, и вряд ли их ошибки стоит повторять американцам.
Правда, в самой Ливии предложения Муамара Каддафи тоже не всегда встречают поддержку, хотя на Западе его по старинке продолжают именовать диктатором. Несколько лет ливийский лидер уговаривал своих братьев и сестер (так в Ливии принято обращаться друг к другу) начать строительство большой искусственной реки. Предполагалось, что через подземные каналы протяженностью более 4 тысяч километров вода из расположенных глубоко под Сахарой огромных подземных озер будет поступать в прибрежные районы страны. Для Ливии, 95% территории которой заняты пустыней, это очень важно. Строительство канала было начато, но лишь в 1983 году. Столь же упорно Каддафи ратовал за создание новой столицы страны - города Сирт. Этот проект завершился неудачей. В бывшем рыбацком поселке на побережье Средиземного моря турецкие фирмы отстроили здания из стекла, мрамора и бетона, а итальянские архитекторы возвели роскошный дворец для заседаний Всеобщего народного конгресса. Но ливийские конгрессмены наотрез отказались переезжать в Сирт. Не помогли даже эмоциональные призывы Каддафи: Покиньте как можно скорее город, это кладбище межчеловеческих отношений!
Складывается странная картина - Каддафи имеет в Ливии непоколебимый авторитет, но при этом те же права, как и любой другой гражданин страны. Самое любопытное, что полковника Каддафи это, судя по всему, ничуть не смущает. Я всего лишь одинокий бедуин, у которого нет даже свидетельства о рождении, - разводит руками лидер ливийской революции. И в подтверждение своих слов несколько месяцев в году живет в бедуинском шатре. Оборудованном, правда, спутниковой антенной.
[skip]
И в пустыне появилась жизнь. В Ливии началась вполне приличная модернизация и индустриализация. А за ней - и урбанизация. В города потянулись дети пустыни, приобщаться к благам незнакомой им цивилизации.
Но вот проблема как всегда в одном - Каа стал старым. Плюс полковник всегда был в легком неадеквате - попробуй на жаре поживи. Потому стал в последние лет 10 чудить. Но - в пределах. Народ ливийский в целом своего полковника если не любил пламенной страстью, то вполне отдавал себе отчет, где бы он был, если бы не старый удав Муамар.
Нынешние события - это контрреволюция. Никакое не восстание и тем более не революция. Это целиком и полностью проект племенных вождей юга и востока Ливии. Хотя они и слова проект могут и не знать. Тем не менее - они благодаря Муамару Каддафи имеют на сегодня свою пятую колонну в городах Ливии - это те самые дети пустыни, переехавшие в города, но находящиеся в полной ментальной связи с пустыней. И именно эта пятая колонна сегодня штурмует города. И именно выходцы из пустыни, служащие в армии, переходят на сторону мятежников. Выходцы из других районов "Ливии" никогда не перейдут на ту сторону - они там враги, причем смертельные.
Правда, вожди не придут к власти - она им не нужна. Их устроит, если власти не будет вообще никакой. А они останутся один на один с пустыней, по которой проложены трубы. И будут иметь свою персональную ренту с владения своим отрезком этой самой трубы. Делиться надо, - как сказал товарищ Лифшиц. И вожди с ним категорически согласны. Каддафи делился - но по мнению вождей, несправедливо. Он зачем-то положенное им передавал на больницы, образование, строил дороги, города. А зачем вождям все это? Пустыня - велика. В ее власти все. Зачем лечить, если пустыня захочет призвать к себе? Зачем учить, если и так все на свете известно - днем жарко, ночью холодно. Что еще нужно знать, кроме как искусства поиска колодцев?
Второе добавление. Понятно, что противостоянием по линии пустыня-побережье проблемы Ливии не исчерпываются. Есть еще и противостояние востока и запада страны, есть вполне серьезные противоречия в самих городах, противоречия между индустриальными центрами и прочей Ливией - жизнь сложна и многообразна. Но то, что ситуация в Ливии никак и нигде не совпадает с египетской или тунисской - факт. Поэтому не стоит равнять Ливию и Муамара Каддафи с тем же Тунисом и Египтом и с Бен Али и Мубараком. Это небо и земля…
Оригинал статьи
Источник:
Источник:
http://venac.livejournal.com/108920.html