Нынешняя ситуация на Северном Кавказе выглядит особенно зловеще на фоне новостей из Ливии. За многие годы все уже привыкли, что и там и там непрерывно что-то происходит. Пока в Ливии шла вялотекущая война кланов, на российском Кавказе регулярно что-то взрывали, кого-то убивали и похищали. В Африке нарыв уже прорвался, нам это еще предстоит, и можно быть уверенными в том, что позиция западных союзников России и мировых СМИ будет такой же, как в августе 2008 года, а проблемы, которые придется решать, окажутся на несколько порядков серьезней.
Этот пессимизм возникает из осознания тупика , в который зашла политика Москвы на Северном Кавказе. Все началось с чеченизации, принятой на вооружение в конце второй чеченской войны. Ахмад Кадыров, ставший в октябре 2003 года президентом, был противником ваххабизма и четко обозначил свою позицию еще во времена Масхадова: Если нас заставляют выбирать между Россией и ваххабизмом, мы выбираем Россию. Понимая, что только силой ситуацию не удержать, Москва стала щедро спонсировать строительство мирной жизни и минимизировала вмешательства в дела республики.
Одновременно был запущен процесс укрепления вертикали власти и унификации законодательной базы, т.е. возвращения российских регионов в зону действия Конституции РФ. Плоды этих усилий немедленно сказались на ситуации в Дагестане, который, при всей сложности внутренней ситуации, был вполне лоялен Москве. Но роспуск Национального совета при президенте Дагестана лишил элиты привычной площадки для урегулирования противоречий, а клан нового президента был слишком слаб, чтобы контролировать ситуацию.Источник:
http://bondarcov86.livejournal.com/549775.html