Продолжаю отчет о нашей поездке в Норвегию. В
первую часть поместилась ровно неделя наших путешествий, впереди - еще 8 занимательных дней. Итак, переночевали мы у начала тропы к Брикдалсбреен…
День 8. Брикдалсбреен - Язык Тролля
Брикдалсбреен (координаты парковки 61.663708, 6.820750) - язык крупнейшего ледника континентальной Европы, один из самых популярных у туристов. Оно и понятно: развитая инфраструктура, кемпинг, целый каскад парковок, магазинчики, специальные (платные!) «trollcars», сокращающие 2/3 пути. Легкая цель для любой категории туристов. Виды по дороге тоже заслуживают внимания - тут и водопады, и деревянные беседки, и информационные стенды.
Больше всего нам понравились отметки расположения ледника в разные года. Вот ты идешь по тропе - а 50 лет назад ледник еще был на этом месте. Глобальное потепление оно такое. Обидно.
На поход к леднику мы потратили около 4х часов. Дорога + много фотографий + чаек в уютной беседке с видом на ледник. Почти из любой точки маршрута видно его голубеющие льды. Вскоре подоспел и ответ на вопрос «почему лед такой голубой?» (опять же, благодаря информационным стендам). Лед собственной массой выдавливает весь возможный воздух, увеличивая тем самым прочность состава и плотность льда. И тогда свет проникает на большую толщину, теряя по пути красный спектр. Назад возвращается только голубая составляющая спектра. Именно поэтому ледники в горах (равно как и лед айсбергов) имеют голубой цвет.
Вернувшись к машине через сувенирный магазин, мы выдвинулись к Языку Тролля. Путь предстоял неблизкий, около 6 часов + паромная переправа. Координаты парковки 60.132444, 6.630807. Стоимость парома - 150 НОК. Целью было добраться до подножия и остановиться на ночевку. Добрались уже ближе к ночи (8 часов вечера), столкнулись с неприятными новостями - ночлег бесплатный на любой полянке, а вот за парковку автомобиля необходимо заплатить 200 НОК за сутки. На эти деньги городской муниципалитет поддерживает и развивает инфраструктуру местности. Зато мы получили туалет, питьевую воду, и, если быть до конца честными, душ после восхождения в том же туалете.
Людей было на удивление много. И они продолжали приходить и в 10, и в 12, и даже в 1 ночи. Помимо людей, ждущих утра, есть здесь и местные жители, которые погрызли наши вкуснейшие запечённые мюсли и уничтожили банку вареной сгущенки. Практический совет - прячьте еду в палатку, а лучше в машину. Таких больших крыс редко где встретишь, они и палатку могут прогрызть, с них станется. Еще держитесь подальше от американских подростков. Мало того, что они умудрились воспламенить газовый баллон, так у них еще и хватило ума тушить его водой.
День 9. Язык Тролля
Подъем в 6 утра, быстрый завтрак, сборы, палатки складывать не стали, просто вещи перенесли в машину. Сначала, как все уважающие закон путешественники, пошли по тропе. Спустя 10 минут, как все уважающие себя путешественники, залезли на старый фуникулер и пошли вверх по деревянным ступеням. Подъем занял 50 минут. Далее - плато, перевалы, ручьи, озёра, черника, усталость, снег… Главное - удобная нескользящая непромокаемая обувь, одежда по погоде, немного еды и фотоаппарат. На языке - сразу очередь на фотографию. Просто насладиться видом, поразмышлять на краю можно только если оставаться с ночёвкой. Несмотря на сложность маршрута, желающих проделать этот нелегкий путь в 22 километра оказалось немало. Спустились около 7 часов вечера, помылись, собрались, уехали (чтобы не переплачивать за парковку сверх нормы). Проложив маршрут в сторону горошины, мы осилили час и остановились на ночлег почти на дороге, так как сил уже почти не осталось. Назвать координаты очень сложно, потому что никто их толком не помнит.
День 10. Язык Тролля - Кьераг
Утром мы продолжили движение в сторону Кьерагболтена. Прибыли на место, координаты парковки у начала тропы - 59.045739, 6.651300. Парковка платная, 100 крон. Спустившись на 300 метров ниже по серпантину, мы припарковались у загона для овец, пообедали, и пошли вверх. Старт - в 3 часа дня. Большинство людей уже спускались нам навстречу. Примерно на втором перевале начался страшный ливень, было очень тяжело идти, но отступать мы не собирались. Благодаря дождю и нашей настойчивости, мы застали полное отсутствие очереди для фотографии и людей в целом. Это победа!
Спустились в пол 9 вечера, выехали в сторону Осло. Вновь час в пути, и вот мы остановились на берегу неизвестного озера. По соседству оказались питерские байкеры. Усталость накопилась невероятная, мы быстро поужинали и уснули.
День 11. Къераг - Ставкирка - Осло
Выехали в Осло, обязательной остановкой по пути была Ставкирка (координаты 59°34′46″, 9°10′35″).
С этой плановой остановкой и небольшой прогулкой мы прибыли в Осло около 4 часов дня. Немного погуляли по центральным улицам, недолго порадовались интернету и поехали дальше искать место для стоянки. Слегка увлекшись дорогой, мы нашли его совершенно случайно уже в Швеции. Поэтому координат нет. Можем лишь сказать, что это вновь было озеро, тишина, спокойствие и безумно привлекательный вид из палатки утром.
День 12. Осло - Стокгольм
В Швеции мы напали на ближайший гипермаркет Coop. Несмотря на воскресный день (местные магазины имеют тенденцию не работать в воскресенье), он оказался открыт. Много еды, дешевой еды, вкусной еды. Счастью не было предела. В Стокгольме нам достался солнечный и почти теплый денек.
Наш паром отправлялся в 7.10 утра, начало регистрации - за 2 часа до отправления. Стоимость: 2500 р. за каюту на 4х без окон + легковой автомобиль, бронь билетов на directferries.com. Чтобы не рисковать, мы ночевали в машине прямо на парковке Viking Line. Утром, не обнаружив других машин и самого парома, мы выяснили у грузчика, что это была парковка для грузовых перевозок. Для посадки на пассажирский лайнер необходимо было проехать чуть дальше по дороге.
День 13. Стокгольм - Турку (паром)
Зарегистрировавшись и припарковавшись, мы отправились на поиски нашей каюты на 5й палубе. Чуть поплутали, нашли нужный коридор и дверь; волшебный взмах магнитным ключом, и перед нами открылась дверь стильно обставленной каюты с 4мя мягкими кроватями, ванной комнатой с горячей водой, телевизором, wi-fi, розетками и прочим. На лайнере нас ожидали 3 палубы развлечений, кафе, дьюти фри (там был сидр!), стеклянными окнами в пол, а так же две открытых палубы с лежаками и ресторанчиками. После 12 дней палаток, спальников и вечного холода… Думаю, Вы можете представить весь набор эмоций.
День 14. Турку - Санкт-Петербург
Съехав с парома, мы проложили маршрут Турку - Санкт-Петербург. Границу пересекли очень быстро, в Санкт-Петербурге оказались около 4 утра (в Выборге нам пришлось потратить час на травмпункт). Захватив нужные вещи из машины, мы тут же легли спать.
День 15. Санкт-Петербург - Белгород
В этот же день ребята выдвинулись в Белгород в районе обеда. Я осталась в Питере еще на три дня, поэтому об их дороге могу сказать только одно: очень. много. пробок. В Белгород они прибыли в 10 утра.
День 16. Белгород
Добро пожаловать домой!