[По материалам
газеты "Суть времени":
1]
США действительно вели ИПВ против СССР, предварительно тщательнейше её проработав. (В отличие от немцев в своё время.) Об этом свидетельствуют документы ЦРУ и Госдепа.
У нас нет всей картины - лишь маленький кусочек из середины. Но по нему ясно реконструируются соседние кусочки, часть будущего и прошлого. Ещё и потому что тогда многое было в новинку, а сегодня уже стало нормой и обыденностью.
Один раз оговорю, что описываемая ИПВ велась, но считать её причиной краха СССР категорически неправильно. Однако это отнюдь не означает, что эта война ни на что не повлияла.
Psychological warfare (во время "горячей" войны) - psychological offensive (без "горячей" войны) - foreign information (
даблспик в действии). Всегда направлена на сознание и эмоции людей. Характерно, что изначально рассматривалась психологическая обработка населения оккупированных территорий.
Когда у СССР появилось ядерное оружие, горячая война была признана Западом нецелесообразной - даже в случае победы Запада. Стали искать возможность подавления и разрушения Союза не доводя до горячей войны и вообще делая её невозможной.
Опыт психологической войны США в Корее показал, что требуется слаженная работа всех ведомств и единый координирующий центр - иначе результат нулевой или отрицательный.
![](http://ic.pics.livejournal.com/skubent2_0/61300108/92139/92139_600.jpg)
Общие направления:
1. Европа:
1.1. Европейское единство - подталкивать, преодолевая сопротивление стран.
1.2. Социальные капиталистические государства.
1.3. Подавление коммунистических настроений и сил; стимулирование антикоммунистических (но так, что всё как бы само по себе).
2. Помощь Китаю лучше, чем может предоставить Союз.
3. Борьба с перенаселением Земли:
3.1. Меньше спонсировать и помогать.
3.2. Улучшать медицину -> повышать выживаемость детей -> сокращать рождаемость.
3.3. Пропаганда однодетности, а затем и бездетности.
4. Развитие технической стороны (сети радиостанций, плавающие радиопередатчики, …).
5. Использование прозападности авторитетов (например, нобелевских лауреатов).
6. Использование перебежчиков.
7. Индивидуальный подход к каждому народу (или даже к каждой национальности).
Против Союза:
1. Перегрузка управляющей системы сигналами извне -> делегирование части полномочий «вниз», где уже свои интересы важнее государственных.
2. Разрушать уверенность элиты в своей правоте; стимулировать взаимное недоверие и зависть; найти (или помочь) готовых внутренне порвать с режимом.
3. План действий на любой сценарий развития событий после смерти Сталина.
4. Понять особенности психологии русских.
5. Выяснить основополагающую терминологию, чтобы говорить на «понятном» для русских языке:
5.1. Общие интересы США и России.
5.2. Использование цитат из русской классики и марксистской литературы.
6. Использование реальных слабостей и недостатков СССР.
7. Конкретные методички для чиновников Госдепа и ЦРУ, руководителей и кураторов масс-медиа, создателей пропагандистского контента (журналистов, дикторов на радио и телевидении, писателей), самих медиакорпораций (радиостанции «Голос Америки» и «Свобода», печатные органы НТС), дипломатов, рядовых военнослужащих, туристов.
8. Радиотрансляции, сбрасывание листовок, рассылка писем с профессиональными журналами и коммерческими публикациями, рассылка типичных (для Запада) вещей.
Слабые места:
1. Уже есть недовольные советским строем.
2. Неуклюжесть и топорность советской пропаганды.
3. Переписываемая советская история (энциклопедии про деятелей).
4. Отказ в возможности выезжать за рубеж.
5. Сопротивление отдельных культурных укладов резким изменениям.
6. Приписывание Западу собственных пороков (мнимое?).
7. Добровольное использование терминологии «свободного мира».
8. Источники несоветского мировоззрения: семья, образование/кругозор, русская классическая литература.
Часть пропаганды направлена была на всё население в целом, часть - на отдельные группы: бюрократы, политическая элита, интеллигенция, квалифицированные рабочие, директора заводов, сельское население, женщины, молодёжь, моторизованные армейские части, армия в целом, маршалы в частности, национальные меньшинства.
Тематические слабости:
1. Страх перед войной.
2. Принудительный труд (реальный и мнимый).
3. Всеобщее стукачество и доносительство, натравливание одной половины населения на другую.
4. Система колхозов.
5. Низкие стандарты жизни в городах.
6. Перегруженность женщины.
7. Трения внутри партбюрократии.
8. Реальное недовольство (обоснованное и нет) отдельных групп.
9. Национализм меньшинств.
При этом нельзя:
1. Противоречить самой себе.
2. Выражать (явную и косвенную) неприязнь к коммунизму и говорить, что он плох.
3. Принижать советскую культуру, советские достижения.
4. Упоминать факты/имена/события, весьма успешно освещавшиеся советской пропагандой в негативном ключе, а также вызывающие отрицательные эмоции (например, нельзя противопоставлять «плохой» коллективизм «хорошему» ндивидуализму).
5. Показывать угрозу расчленения страны (в частности, обретения независимости Украины).
Конкретные удары:
0. Внедрение языка «свободного мира».
1. Сталина противопоставить Ленину, а Ленина противопоставить Марксу.
2. Агрессивность Союза, миролюбие Запада.
Лишь бы не было войны. Вплоть до сотрудничества с оккупационной администрацией.
3. Уровень жизни важнее идеологии.
3.1. Граждан обирают.
3.2. Имеющийся рост благосостояния мог быть намного больше. Да и этот - только чтобы обвинить Запад, когда уровень в случае войны упадёт.
3.3. Трудовые лагеря - лишь последний этап порабощения советских людей.
3.4. Даже воровство граждан - вина государства (мол, иначе не прожить).
4. «Передовое учение» ненаучно и непоследовательно (военный коммунизм - НЭП - отмена его; семья; армия; комиссары; чистки в армии перед 1941 г.; пакт с Германией).
5. Политбюро против русских.
6. Политбюро занижает культурный уровень советских людей.
7. Тоталитаризм - внешнее (поначалу) сходство сталинской и гитлеровской систем.
8. Победа во Второй мировой войне - только благодаря военной, экономической и промышленной помощи Запада.
9. Плохой коллективизм заводов и колхозов надо противопоставить хорошему коллективизму традиционной русской общины.
10. Сталин плохой. (Удивительное совпадение с докладом Хрущёва.)