Вот, читаешь новости про введение в школе уроков
финансовой грамотности - о семейном бюджете, кредитах, системе страхования финансовых рисков для семьи, различных системах пенсионного накопления и прочих следствиях нынешней свободы и возможности выбирать - и злость берёт. Мол, что ж нам эти негодяи без конца всякую гадость навязывают - в ущерб фундаментальным знаниям.
Или знакомишься с неафишируемым
форсайт-проектом "Детство-2030" - в частности, с идеей "
компетентного детства" - и чувствуешь, как захлёстывает ненависть к авторам, лоббистам и пропагандистам его. Ну, право же. "«Компетентный ребёнок» принимает жизненно важные решения самостоятельно, отдельно и независимо от родителей. Посещение школы и её смена, выбор предметов обучения, занятия в тех или иных кружках, знакомство с теми или иными людьми, посещение вечеринок, клубов, тусовок - спектр подобных решений чрезвычайно широк. Соответственно, ребёнок имеет право «всё попробовать»..."
И опять же, чётко ясно, что раз некто навязывает обществу такие разрушительные идеи - значит, он враг. Значит, с ним можно и нужно бороться - в рамках закона и Конституции, конечно.
Или нескончаемые
предложения с детства определять уровень потенциального развития ребёнка - и не тратить ресурсы на обучение его "лишним" знаниям и навыкам. Ну, зачем ему всякая там философия и высшая математика, если он будет работать на автозаправке или в макдональдсе? А на большее он всё равно не способен - специальные тесты это одназначно показали.
Ведь и слов-то приличных для таких "инноваторов" сразу не подберёшь.
А потом видишь в метро
идиотскую рекламу Kidzania. И если преодолеваешь инстинктивное желание держаться от этого подальше - и начинаешь узнавать подробности, то первым делом охватывает тоска. Потому что понимаешь: обыграли, сволочи.
Вновь вспоминается грустный поучительный
анекдот про то, как заставить кошку добровольно есть горчицу. Только кошкой в данном случае назначили российских родителей.
#детирешают.
Собственно, если бы не этот тэг,
отсылающий к форсайт-проекту, я бы не полез изучать
их сайт. Но они уже ничего не скрывают. Их циничность можно понять: они чувствуют себя победителями.
"Кидзания - всемирная сеть образовательных парков, где дети в игровой форме получают навыки реальных профессий.
Стань тем, кем мечтаешь!
В Кидзании можно стать пилотом, врачом, фотографом, можно создавать телевизионные программы, работать на радио или стройплощадке, пройти обучение в школе секретного агента или модернизировать связь на телекоммуникационной вышке."
Ну, разве не здорово?
Нет, не здорово. Сомнения закрадываются почти сразу:
"Путешествие в Кидзанию начинается так же, как и многие взрослые путешествия - в аэропорту.
Чтобы попасть в другую страну, обязательно нужна страховка."
Дальше - больше:
"Дети обналичивают выданную в аэропорту карточку и получают кидzо - деньги Кидзании. Они могут потратить свои кидzо, как захотят: посмотреть представление, пройти обучение в университете или посетить салон красоты. Но когда деньги закончатся, им придется пойти на работу - совсем как в реальной жизни."
Нет, я понимаю, что парк в Москве - калька с предыдущих
двадцати. Но меня настораживает, когда детей готовят к "реальной жизни", приучая к тому, что за образование в университете надо платить.
Хотя это всё ещё цветочки.
Ягодки начинаются при знакомстве с "
активностями". Это безграмотная калька с английского "activity". Переводится на самом деле как "деятельность, занятия, мероприятия".
"В Кидзании дети пробуют себя в разных взрослых профессиях, учатся принимать решения и узнают об устройстве современного общества."
Во-первых, это агрессивная реклама конкретного банка, конкретной пиццерии, конкретной сети частных медицинских клиник
и так далее. Во-вторых, по крайней мере поначалу, там были сплошь директора, начальники, старшие то, главные сё... Сейчас начальствующих должностей на сайте стало меньше. А в рекламе в метро - до сих пор лишь они.
И глядя на получившиеся фотографии детей, я практически слышу, как им говорят: "А теперь представь, что ты директор. Покажи, что ты начальник."
В итоге - готовые иллюстрации к словарной статье "чванство".
Но ведь детей к этому сознательно приучают. Им прививают именно такое понимание взаимоотношений в рабочем коллективе, мышление в категориях "успех - неудачник", "я наверху, а подо мною - лохи".
Неудивительно, что реакция на такой креатив возникла незамедлительно.
Рекомендую полистать картинки по
ссылке.
В-третьих, предлагаемый набор профессий - а точнее, социальных ролей (ведь покупатель и клиент - это не профессии) - даёт представление об "устройстве современного общества" лишь с одной стороны - потребительской. Это идеальный мир потребления и оказания услуг.
Не поленитесь - почитайте
описания того, чему будут учить детей в отдельных социальных ролях.
Вместо того, чтобы показать изнанку профессий, огромную, но невидимую для посторонних работу, проделываемую людьми каждый день, внимание детей умышленно заостряют и фиксируют на том, что только и видно потребителю или постороннему.
В лучшем случае, для детей устраивают приключение с "расследованием преступления" или "преодолением полосы препятствий".
Справедливости ради должен отметить, что спустя несколько месяцев после открытия добавились чисто обучающие мероприятия (лепить, рисовать, пользоваться альпинистским снаряжением).
Но всё равно преобладает получение полезных навыков "позировать перед камерой, ходить по подиуму, заправлять автомобиль клиента бензином, рассказывать о правилах поведения на борту самолёта и предлагать еду и напитки".
Шикарная антиутопия.
И главное, вот она - можно своими глазами посмотреть и руками потрогать.
Хотя нет, главное не в этом. Главное в том, что билет для детей стоит 1200-1500 рублей, а для сопровождающего взрослого - 600-750 рублей.
То есть родители платят немалые деньги за то, чтобы им испортили детей.
Вот уж действительно, "добровольно и с песней"...
Причём, как и в случае с форсайт-проектом "Детство-2030", среди российских чиновников полно тех, кто рад продвигать у нас все эти западные "штучки". Вся реклама "кидзании" сопровождается надписями «При поддержке правительства Москвы».
В том числе и поэтому невозможно спокойно относиться к настойчивому призыву "Используйте наш официальный хештег в соцсетях". То есть радуйтесь сами и хвалитесь перед другими, как весело ваш ребёнок примеряет роль колониальной обслуги. Сами же и рекламируйте "компетентное детство" и "
ответственное родительство". Пусть привыкают.