Ну, вот и пришло к российской киноиндустрии желанное признание. Сейчас только ленивый не говорит о "Левиафане" Звягинцева. Предлагаю две точки зрения на сей фильм какая вам ближе?
Первая, одобряющая -
Действие фильма Звягинцева происходит в таком месте, где холодная и зловещая красота природы доминирует над человеком, где чувствуется (и великолепно передана камерой оператора Кричмана) первобытная мощь природы, ее давление - равнодушное и неотвратимое.
Главный герой - зернышко, попавшее в жернова судьбы. Его жизнь безжалостно уничтожена и смята, его дом разрушен, его любовь растоптана, его вера уничтожена, и он, как библейский Иов, не понимает - почему, за что?
Что может быть более понятно и близко любому умеющему видеть современному зрителю, подверженному постоянным стрессам, неуверенному и тревожному?
И от того, что эти мощные челюсти зла принимают облик современных российских ментов, попов, мэров или просто равнодушных соседей, кино становится только интересней и универсальней, потому что у каждого есть свой опыт потерь и свои битвы со вселенской несправедливостью.
Есть и еще одно важное обстоятельство. Звягинцев - перфекционист, он снимает свои фильмы тщательно и чисто. Для западной культуры это формальное усердие очень важно. Часто вполне интересные по замыслу российские картины отвергаются западными кинематографистами именно из-за пренебрежения к качеству изображения, звука, цветокоррекции. Техническое качество картин Звягинцева, возможно, неидеально, но оно куда выше обычного в нашем отечестве.
Эти особенности делают Андрея Звягинцева единственным российским режиссером, по-настоящему достойным внимания в мире. Его считают продолжателем традиций Тарковского, который тоже снимал о вечном, и тоже был ушиблен европейской живописью, и тоже был убежденным перфекционистом. И вторая, не одобряющая -
Чуть более 10 лет назад простой американский работяга Джон Марвин Химейер вошел в современную историю Соединенных Штатов Америки. Если точнее, то не вошел, а въехал. Въехал с грохотом, скрежетом металла, клубами пыли. При помощи гусеничного монстра под названием «киллдозер» Химейер разрушил 13 административных зданий, принадлежавших цементному заводу, отвоевавшему у бедолаги небольшой участок земли вместе с мастерской Джона...
Но будет ли иметь успех лента, в точности скопированная с вышеописанной истории? Заметят ли её члены жюри западных фестивалей? Конечно, нет. И Джон Химейер вмиг становится простым русским мужиком Колей, а штат Колорадо перемещается в Мурманскую область.
Сюжет картины прост. Мэр городка выживает Колю с женой и сыном из домика с мастерской, чтобы построить на этом месте коммерческую недвижимость. Но на помощь приезжает армейский друг Николая, юрист Дима. У Димы есть компромат на главу города, а у главы города есть ребята из бригады, которой он рулил в 1990-е и продолжает успешно рулить ныне, находясь во власти.
То есть избранники народа есть не что иное, как легализовавшиеся беспредельщики 1990-х, у которых нет ничего святого, кроме продажной церкви. Но церковь с братвы получает грамотно. Мэр сам заносит владыке, помня пацанское правило - делиться надо.
Вот вам и пирамида. Бандитская власть, погрязшие во грехе служители культа, а внизу несчастный народ. Он добрый, трудолюбивый, но до такой степени уставший, что ему даже водку в стакан налить лень. Поэтому употребляет народ в основном из горла. Как и малолетние дети народа. Единственное их развлечение - собраться в разрушенной церкви, жечь там костры, курить и пить пиво. Но это пока взрослые блудом занимаются. Ведь народ от алкоголя и безнадеги совсем не ведает, что творит. Пока Николай сидит в КПЗ, его жена прыгает в постель к его другу. К тому самому юристу Диме. Но не любви ради, а животной страсти для.
А что хорошего? Прекрасная игра актеров, безупречная работа операторской группы. Изредка радовали пейзажи Баренцева моря, понравилась игра кита перед самоубийством главной героини. Понравился и подход режиссера Звягинцева к конъюнктуре. Сотвори он лучшую в истории мирового кинематографа экранизацию «Бесов», «Ревизора» или «Анны Карениной», ему бы не то что «Золотой глобус», ему и лонг-листа заштатного фестиваля было бы не видать.
А сейчас - самое время для фильма, в котором Россия до такой степени не умыта, что и отмывать бесполезно. Поэтому и водки после просмотра хочется. Либо стаканом, либо из горла. Выбирайте.