источник фото:
bolshoi.ruВ прошлую пятницу была в Большом театре на моей любимой русскоязычной опере «Евгений Онегин». И, честно говоря, с тех пор нахожусь под впечатлением, весьма неприятным...
Нет, дело не в том, что плохо пели. Исполнитель партии Ленского был прекрасен. Татьяна с Онегиным казались какими-то вялыми, неувлеченными, но в целом исполнили свои роли неплохо.
Потрясла же меня сама постановка и костюмы. Первым делом бросились в глаза современные костюмы мужчин. Особенно «задело» то, что у многих пиджаки висели на спинках стульев, когда гости сидели за столом. Татьяна в первом действии: босоногая и растрепанная.Во втором действии на Онегине был золотой пиджак... Раньше считалось, что лучшие костюмеры у на на киностудии имени Горького и в Большом. А что сейчас? Неужели в Большом нет костюмов к «Евгению Онегину»?
Временами был явный перебор телодвижений и их несоответствие времени: Ленский отмахивался от девушек папкой, Онегин показывал на гостей пальцем, потом «зажимал» по углам Татьяну. Для постановщика, видимо, «удачная, веселая вечеринка» - это когда все напьются и натанцуются, аж падают. Неудивительно, что хозяйка дома перетанцевала со всеми гостями, периодически падая на пол. Татьяна во втором действии, сидя за столом и общаясь с Онегиным, закинула ногу на ногу! Потом этот же трюк повторила мадам, испортившая сцену с Ленским, когда он пел «Куда, куда вы удалились». Я вообще не поняла почему рядом с ним в этот момент сидела эта женщина, которая напоминала скорее какую-то пожилую городскую сумасшедшую, чем гостью вечера.
Был и недостаток «визуальных эмоций»: во время сцен с признаниями в любви актеры замирали на месте и оживали только в тот момент, когда была их очередь петь... Могли бы хоть голову поворачивать в сторону поющего что ли... Просто послушать эту оперу я и дома могу, с Георгом Отсом в партии Онегина. Мне же хотелось посмотреть...
Сама постановка казалась какой-то скомканной, организованной второпях. Сцену с дуэлью практически убрали из сюжета, заменив какой-то нелепой потасовкой в доме с участием ружья (sic!). Татьяна, пока писала письмо Онегину, прыгала по столу, роняла стулья и висела на ручках двери...
Я попыталась представить, как бы описал сюжет этой постановки человек, который не читал первоисточник. Мне кажется, что получилось бы примерно так: Татьяна, босоногая, растрепанная простая деревенская девица с неустойчивой психикой влюбляется в приехавшего столичного незнакомца. Учитывая все описанное, естественно, гостю девушка не нравится и он ее опускает с небес на землю. Так как молодых девиц на селе было мало, все внимание сразу переключается на сестру Татьяны Ольгу. Которая хоть и бодра, и весела в отличие от сестры-флегмы, но поет нам об этом таким унылым низким голосом, что верится с трудом. Ленский и Онегин не поделили девушку. Повздорили. Неожиданно появилось ружье. Ленский выстрелили пару раз в потолок гостиной и призвал Онегина стреляться утром. Утром же произошла коллективная потасовка все в той же гостиной, во время которой Онегин случайно застрелил Ленского из того самого ружья. Во втором действии Онегин возвращается в страну (видимо был в бегах после танцев с ружьем), и застает Татьяну (наконец вымытую, хорошо одетую и обутую) в приличном обществе, и вдруг понимает, что все таки любит ее. Татьяна рассказывает своему мужу о том, что тоже любит Онегина и просит мужа оставить ее с ним ненадолго. Муж покорно уходит (встает подглядеть за шторкой). Затем Онегин начинает бегать «по залу ресторана» за Татьяной, пытаясь ее полапать. Муж, насмотревшись, возвращается и уводит жену. А Онегин, забыв поставить свой игрушечный пистолетик на предохранитель, не смог себя убить. Конец.
Как-то прямо неудобно перед иностранными зрителями, которых в театре в тот вечер как обычно было много. Кстати, в антракте слышала, как папа пояснял сынишке, что на самом деле произошло в сцене с ружьем, что в доме никто не стрелял.
До этого единственный раз, когда какая-либо постановка классического произведения вызывала у меня столько негатива, был с фильмом «Ромео + Джульеттой» База Лурмана с Ди Каприо. Тогда постановщика и режиссера сей «нетленки» мне хотелось четвертовать заживо. Сейчас у меня примерно те же чувства вызывает постановщик и костюмер «Онегина».
И все таки, товарищи, нельзя так вольно обращаться с «Онегиным»! Хорошо хоть тексты еще никто не додумался вроде осовременивать. Очень обидно видеть на сцене Большого постановку уровня местечкового театра. Большой должен, как главный театр страны, все же задавать определенную планку.
И, кстати, по поводу планки... Очень хочется, чтобы хотя бы Большой театр ввел дресс-код. Невозможно смотреть на людей с авоськами, подростков в уггах и мужчин в затертых джинсах. Еще «больнее» наблюдать пары, в которых девушка в платье, на каблуках, с укладкой и ювелирными украшениями, а мужчина рядом с ней в джинсах и свитере... У большинства людей не так много поводов для того, чтобы «нарядиться». Почему бы это не делать в театр? Достаточно ввести запрет на спортивную одежду и обувь (+ угги отдельной строкой) и джинсы, и тщательно следить за выполнением этого несложного дресс-кода.
В январе иду на «Турандот» на основной сцене Большого. Очень надеюсь, что не испортят постановку...
PS: А еще народ жаловался на то, что на экранах показывают только текст на английском, что надо бы и на русском. Причем это говорили люди за 40. Странно, мне казалось, что образованные россияне знают «либретто» «Евгения Онегина»...