В Риме вышли в свет акты симпозиума «”Вехи” - путевые столбы русской религиозной мысли: 1909-2009», прошедшего в итальянской столице 26 февраля 2009 года при участии сотрудников профессорско-преподавательской корпорации Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Материалы симпозиума, посвященного столетию со дня выхода знаменитого в истории русской мысли сборника «Вехи», вышли на русском и итальянском языках.
Опубликованный в 1909 году, сборник «Вехи» сыграл огромную роль в развитии русской религиозной мысли. Авторами сборника стали известные русские философы и социальные мыслители: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве, С.Л. Франк. Ставший бестселлером, сборник за несколько лет после своего издания собрал огромную литературу (в основном критическую) и с тех пор не перестает привлекать к себе внимание не только философов и публицистов, профессиональных специалистов по истории философии, но и русских образованных людей в целом. Материалы симпозиума не столько ставят своей задачей проследить историю создания и рецепции сборника (все это детально изучено в соответствующей исследовательской литературе), сколько пытаются уяснить смысл и место его идей в современной культурной ситуации в России и на Западе.
[Материалы, вошедшие в сборник] В сборник вошли следующие материалы: К.М. Антонов в работе «“Вехи”: понятие религии в контексте философского постижения модерна в XX веке» охарактеризовав воздействие сборника на читателя, представил понимание религии авторами сборника, его истоки в истории и указал на параллели этому пониманию, существующие в западной, католической и секулярной, мысли.
Восприятию авторами «Вех» творчества Л.Н. Толстого и восприятию Толстым сборника, соотношению их идей и вытекающим отсюда следствиям для нашего понимания места творчества великого писателя в русской культуре того времени и его роли в генезисе русской интеллигенции посвящена статья свящ. Г. Ореханова «Л.Н. Толстой и авторы “Вех”».
Выяснению вопроса о том, почему в России культура «так и не стала тем, чем она стала на Западе - средством христианизации жизни, смягчения нравов, просветления быта, нейтрализации радикальных настроений… «средним термином», объединяющим дух и плоть, идеал и реальность» - посвящена статья Н.А. Вагановой «Платонические истоки русской культуры и «светский аскетизм» русской интеллигенции».
Статья К. Симона «Россия и Православная Церковь до и во время периода сборника “Вехи”: социальные, политические и церковные движения» посвящена общему историческому контексту, в котором появился сборник.
Новая «христианская философия» “Вех” и ее истоки в русской мысли становятся предметом рассмотрения в статье С. Каприо «Социальный аспект личности в истории: конкретный идеализм русской религиозной философии».
Разоблачение «Вехами» нигилизма и ложной апокалиптики русской интеллигенции, сыгравших решающую роль в русской революции, находится в центре внимания Р. Валле в его статье «Монах-нигилист. “Вехи” и этика русского нигилизма».
Вопрос о роли риторики «Вех» в истории русской мысли вплоть до «Реквиема» Анны Ахматовой и сборника «Из-под глыб», ее возможной функции основы для диалога самых разных духовных течений современной России (а возможно и Запада) находится в центре размышлений Э. Фаруджи в его работе «Из под глыб: восстановление общего языка после «Вех»».