Он не пил, он душу свою лечил

Mar 11, 2015 15:20

Человек он простой, добродушный, очень отзывчивый и очень внушаемый.
Все те годы, что знала соседа, он попивал. Нет-нет, не подумайте, не то чтобы пил по-черному, но случалось частенько, особенно в праздники. Начинал отмечать, а останавливался с трудом. Когда трезвел, сожалел, винился перед женой, понимал, сколько нервов ей помотал и сколько драгоценного времени на бесполезные излияния потратил.
В моменты просветления он чутко прислушивался к организму и начинал яро заботиться о своем здоровье, даже курить на время бросал.
Но силы воли хватало только от праздника к празднику.
И если при жизни в сибирской глубинке регулярные "празднования" вполне вписывались в стиль тамошней жизни, то в Германии алкоголь стал реально мешать. Тут ведь не посачкуешь, если с похмелья на работу пришел, просто так не отпросишься, типа "за свой счет", на понимание и снисхождение начальства и коллег рассчитывать не приходится.
Не поймут.
Работу потерять сосед боялся. Потеря работы грозила обернуться не только потерей семьи, но и возможным изгнанием туда, откуда приехал. Несколько лет он ждал заветного штампа ПМЖ, ибо прибыл в Германию прицепом к жене - этнической немке.
Но ему всё не давали бессрочный рабочий контракт, а без него и вид на жительство оставался временным...
За полтора десятилетия нашего знакомства сосед дважды кодировался. В первый раз года на три, второй - на полтора.
Оба раза летал в Сибирь, к знакомому "шаману".
Кодирование оба раза было удачным, поскольку, как я уже упоминала, человек он внушаемый.
Но, как только срок гипноза истекал, всё возвращалось на круги своя.

Жена постепенно теряла терпение, грозилась выгнать с совместной территории сразу, как только он лишится работы. Сестры, вон, давно уж своих балбесов повыгоняли, "тут" вам не "там" - ни квартирного вопроса в качестве ярма, ни комплекса одинокой разведенки - ничего этого нет здесь у женщин в принципе. А наши тетки - выносливые и гибкие, адаптируются в новой среде без особого труда, под местные реалии хорошо подстраиваются. Чего не скажешь о мужской братии.
Не без исключений, разумеется, но всё же...
В Германии даже факт наличия троих детей далеко не каждую женщину от развода удержит и, если рассматривать финансовую составляющую, тут что с мужиком в доме, что без мужика - разницы практически никакой. Одной не страшно, не позорно, детей поднять поможет государство. Разумеется, речь идет о простых работягах, не о фон-баронах с фамильными ништяками, ради которых прагматичные женщины в любой стране, любые мужнины выкрутасы терпеть готовы.

Так вот. Когда закончилась последняя кодировка, попил сосед еще какое-то время, а в период очередной "просушки" покумекал над проблемой основательно и понял: если не справится со своими слабостями, жить ему в изгнании, в лучшем случае - в холостяцкой общаге рядом со свояками, и будни его будут проходить в беготне за пивчиком и в дискуссиях на тему "Все бабы суки..." с такими же, как он, неприкаянными.
Не будет семьи, что останется? Работа санитаром в доме престарелых не больно радостная, а как представил еще, что после дежурства в богадельне, после криков выживших из ума стариков, после крови, гноя, испражнений и проводов умирающих в последний путь, будет он возвращаться в пустой одинокий угол, где ни супа горячего на плите, ни выбегающих навстречу сыновей, ни теплого тела жены под боком...
И пошел сосед в спортзал. Позанимался пару месяцев. От живота пивного избавился.
Перезнакомился там с мужиками. Выговорился.
Один из коллег по фитнесу хорошим слушателем оказался и собеседником толковым.
И вскоре снял с себя сосед цепочку с крестиком и...сменил веру.

Встретила его как-то возле дома. Едва узнала: подтянутый, серьезный, с бородой и в вышитой шапочке типа тюбетейки на макушке. В руках - четки. Никакой улыбки до ушей, и обниматься, как обычно это делал, не кинулся, на расстоянии держался, сказал, мол, не положено, омовение только что совершил, молиться едет.
Больше всего меня его взгляд поразил.., он стал совершенно другим, будто глаза человеку заменили.

Стала я расспрашивать, дескать, что за метаморфозы, да почему, да как же это случилось...
Рассказал сосед вкратце как единомышленников нашел, как совсем другими глазами на мир посмотрел.
Вот-вот, - подумалось мне, - глаза-то я сразу отметила!
Посетовал только, что родители, когда позвонил им и поделился новостью, не поняли, не одобрили, не прониклись и переживают, что вляпается он с исламом этим в дела нехорошие. Жена вот одобряет, и на работе немцы вроде с пониманием отнеслись, во всяком случае, никакого негатива со стороны начальства и коллег не наблюдается. Даже в незапланированный отпуск на две недели отпустили по случаю процедуры обрезания.

Прошел год.
Сосед не пьет, не курит, не есть свинину. Помимо регулярных тренировок в спортзале, читает Коран, ходит по всем правилам в мечеть и даже воспитывает иногда не совсем сознательных единоверцев - тех, кто лишь по факту рождения себя мусульманами считают. Он же - сын татарина и хохлушки, в советской семье рожденный, крестившийся в православной церкви в 90-е, когда многие от безысходности ли, из любопытства ли, в храмы побежали - считает себя сознательно вернувшимся к традиционной религии своих предков по отцу. Говорит, крест ему ничем не помог, а дедова вера помогает.
Религия стала для него опиумом, заменившим собой прежние, вредные для здоровья удовольствия.
Теперешние походы в мечеть - его личное пространство и возможность побыть вдали от многочисленных домочадцев и бытовых обязанностей, вдали от богадельни и от лежачей тещи, за которой он вынужден теперь ухаживать дома точно так же, как все эти годы ухаживает в казенном доме за чужими стариками.

Раньше, возвращаясь из одного дурдома, он тянул время перед приходом в другой дурдом и сидел в гараже с бутылкой пива.
Теперь у него есть вера - его пристанище и спасение от неприкаянности, одиночества и унылых будней.
И есть место, куда он всегда сможет прийти, если станет совсем невыносимо.

***

Другого соседа застаю иногда по воскресеньям в подвальной каморке, он оборудовал там свое пристанище: стол поставил, лампу настольную. Сидит себе в одиночестве, мастерит что-то ...

Навеяло вот этим постом

рассказы, эмиграция

Previous post Next post
Up