Охохо, к такому жизнь меня не готовила. Представьте, что вы начинаете обсуждать с кем-то фильм, и вы не соглашаетесь ни в чём. Вам близки разные персонажи, вы делаете разные выводы из событий, да даже в жанре не сошлись. А потом вы понимаете, что вы смотрели вроде бы один и тот же фильм, но он для вас был совершенно разным. Вот буквально - разным. Были разные сцены и разные актёры. Так вот, это - уже реальность. Например, в "Зверополисе" в каждом регионе показа - свой новостник. В США и Канаде - лось, в Японии - тануки (енотовидная собака), в Австралии - коала. А в "Головоломке" в некоторых странах заменили хоккей на футбол.
И это меня очень, очень тревожит. Поясню почему:
Такие нюансы открывают дверь в бездну "персонально коастомизированных развлечений". Да, из щели уже сквозит - например, есть игры с множеством концовок, которые зависят от действий игрока. Но это - игры, это интерактивный жанр, и у вас есть некоторый контроль над тем, какой будет результат, пусть и в рамках задуманного создателями. А вот фильмы - это совсем другое. Там режиссёр задумал что-то конкретное, а теперь, получается, есть команда "профессионалов-маркетологов", которая будет решать, что вы увидите в фильмах, а что - нет. Фильмы будут кастомизироваться на основе вашего географического положения, онлайн-профиля, и данных маркетинговых исследований.
И это - ужасно.
Есть люди, которые любят советское кино, есть люди, которые любят корейский артхаус, и есть люди, которые любят америтреш. Совершенно логично, что им нравятся и не нравятся совершенно разные вещи в этих жанрах. Но ради получения дополнительной выгоды специально для вас в хоррор воткнут элементы комедии, а пассажи про религию или мораль добавят или уберут. Это - выдаивание бабла в чистом виде, просто пока что не отполированное, пока что дающее только маленькие побеги. А вот подождите чутка, и будут фильмы, которые будут подстраиваться под то, что вам нравится, и стирать то, что вам непонятно или не близко. Потому что вы тогда будете дальше смотреть фильмы этой студии и скажете "а это было очень даже ничего, схожу на следующий фильм этой киностудии", или даже подумаете "и почему я раньше не смотрел биографии?". Да потому что вместо того чтобы товарищи эффективные менеджеры определяли какой культурный контекст вам лучше подойдёт в фильме за вас, вы должны сами понять, что, например, крикет/бейсбол - это важные части культуры в каких-то уголках мира, и нет нужды их заменять на футбол чтобы донести какую-то мысль. Зритель должен это осмыслить, сделать шаг к пониманию чужого менталитета, его хода мыслей, его мотивов, примерить ситуацию или явление на себя. Это - та работа, которую должен выполнять образованный зритель, и именно в ней он должен находить своё удовольствие. Так будет больше понимания и добра в мире, так будет больше толерантности, когда все будут не просто потреблять то, что им привычно, а пытаться понять что-то новое. А если не хотите вникать в тонкости других мировоззрений - пожалуйста, перед вами восхитительный мир ромкомов и фильмов с героями в трусах поверх трико, которые на своё осмысление требуют меньше энергозатрат, чем на жевание попкорна. Замена Волан-Де-Морта на злого раджу "для облегчения понимания культурного контекста" - это путь к отуплению и обрушение мостов понимания других культур. Это конец кинематографа, в том виде, в котором я его понимаю и люблю.
Я и раньше думал над тем, что рано или поздно что-то подобное случится, и для начала будут пробные шары в виде арт-хаусных инсталляций/перфомансов, которые бы выдавали человеку на основе чего-нибудь сетевого или хотя бы простенького опросника разные сюжетцы в рамках сада расходящихся тропок, а человек бы вникал и поражался. Но будущее, как обычно, наступило слишком быстро, и мы, прямо как по заветам "Чёрного Зеркала", оказались к этому не готовы.