И.Е. Забелин. «Прямые» и «кривые» в Смутное время

Nov 09, 2008 22:12


Глава IV Истинные достоинства князя Пожарского. Состав и устройство Ляпуновского ополчения (Часть 1)

В жизни Пожарского избрание его в воеводы всенародного ополче­ния является делом первой важности, которое и придает этой личности особенное значение. Почему избран был Пожарский, а не другой кто? Воевод было много, а он вдобавок еще лечился от ран в своей суздаль­ской вотчине и, следовательно, был удален от сцены действий и дел. От­рицающие историки говорят, что они не знают, почему избран именно Пожарский, и употребляют старание пояснить это темное место нашей истории. Однако современники об этом очень хорошо знали и записали все обстоятельства в своей летописи. Они рассказывают, что когда в Нижнем после речи Минина пошел толк о выборе воеводы, какого че­ловека выбрать, то положены были такие условия: выбрать «мужа чест­ного, кому заобычно ратное дело, который в таком деле искусен и кото­рый в измене не явился...» Последнее условие для нижегородцев было важно не менее первого. Они сами ни разу не являлись в измене и пото­му дружились только с людьми, подобными себе, с людьми крепкими и неизменными. Они присягнули Шуйскому и, ввиду даже общей изме­ны, стояли за него крепко, не вертели душой, как другие, туда и сюда. Их преданность все-таки законно избранному государю была известна всем, и когда Шуйского сводили с престола, то ему было предложено, чтобы вместо государства взял себе в удел Нижний Новгород. Это была преданность не личности Шуйского, а преданность чему-нибудь одному, одной мысли, одному какому порядку. В этом случае нижегородцы мыс­лили заодно с главой духовенства, с крепким тоже человеком, патриар­хом Гермогеном. Так точно мыслил, как увидим, и Пожарский, и вот чем объясняется его нравственная связь и, быть может, настоящая дружба с нижегородцами. Затем Пожарский всем известен был как храбрый и искусный во бранях воевода; даже и поляки называли его искусным во­ином. Вольно об этом не знать его новому биографу.

Первое записанное летописью дело Пожарского, еще при Шуйском, в 1608 г., было под Коломной. Пришла в Москву весть, что от Владими­ра идут под Коломну литовские полки и русские воры. Царь послал туда первым воеводой Пожарского, который, не дожидаясь прихода врагов под город, пошел к ним навстречу. Разведав тайно, где находится их стан, придвинулся туда в ночь и на утренней заре внезапно напал на врагов, разбил их наголову, отгромив многую казну и запасы, «поби их язвою великою». В это время воеводе было 30 лет.

На другой год он сел в Москве с царем Шуйским в осаде от Тушин­ского вора. Известно, каково было сидеть в этой осаде. От голода и вся­кой нужды, а больше всего от измены, несчастный царь был почти все­ми покинут. Еще вначале, после первой боевой неудачи, тотчас многие потянули в Тушино с князьями во главе, известным Трубецким, Сицким, Черкасским-Мастрюком и др. Это двинулся собственно царский двор искать в Тушине боярства и чинов, стольники, стряпчие, жильцы, московские дворяне, подьячие и помещики разных городов; а потом дво­ряне и дети боярские всех городов разъехались по домам, так что оста­лось из города человека по два и по три. Одно только дворянство зареч­ных далеких городов осталось крепким царю и, сколько было сил, защищало Москву26.

Великое утеснение Москве в то время делал новоявленный вор, хатунский мужик Сальков: запасы в город приходили по одной Коломен­ской дороге,- он и ту совсем отнял. Царь послал на Коломну князя Мосальского собрать запасы и доставить бережно в Москву; но Сальков разбил его, отнял все запасы, а чего не мог забрать с собой, все поджег. Москва погибала от голода. Сальков двигался ближе к столице и стал у Николы на Угреше. Послан был новый воевода, Борис Сукин, ходив­ший тоже без успеха. Царь наконец послал несколько воевод по разным дорогам, из них сошелся с вором на Владимирской дороге, на речке Пе­хорке, князь Пожарский. Был бой великий на многое время. Сальков был разбит и сам едва успел убежать с 30 человеками, с которыми после и явился к царю с повинной27.

За московское осадное сиденье Шуйский наградил Пожарского вот­чиной, на которую грамота утверждена была и царем Михаилом. В ней пи­сано: «Пожаловали за его прямую службу, что будучи в Москве в осаде в нужное и в прискорбное время, против врагов он стоял крепко и муже­ственно и многую службу и дородство показал, голод и во всем оскуде­ние и всякую осадную нужду терпел многое время, а на воровскую пре­лесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо, безо всякой шатости...» Все это, конеч­но, были дела обыкновенные, рядовые, но только для прямых и честных людей, которых оставалось в то время не совсем много, так что их, по­жалуй, можно и по пальцам перечесть.

В 1610 г. с 8 февраля мы находим Пожарского воеводой в Зарайске. И здесь, на воеводстве, он во многом отличается от других воевод. Если бы такие воеводы были рядовыми и дюжинными в то время, то не наста­ла бы и не разошлась бы по всей земле и сама Смута.

Известно, что по смерти Скопина-Шуйского Ляпунов заодно с боя­рином князем В. В. Голицыным завели бойкую травлю против царя Ва­силия, желая поскорее ссадить его с царства, разумеется для того, что­бы Голицыну же сесть на его место. Ляпунов поднялся было на царя Василия еще в первый год его царствования. Он вместе с Сунбуловым, Пашковым, Болотниковым пришел под Москву. Стали они близ города в Коломенском и в других местах и наделали царю много тревоги. Одна­ко Скопин-Шуйский разбил их всех и рассеял; многие тут же сдались или принесли повинную царю Василию, в том числе Пашков и Ляпунов. Царь на радости все им простил, а Ляпунова пожаловал даже в думные дворяне. Думный дворянин все-таки царя не любил и недолго служил ему прямо. В том же 1610 г. он написал к знаменитому Скопину-Шуй-скому грамотку: аки змея, так и он, льстивый человек, поздравлял князя Скопина на царстве, а царя Василия описал укорными словами, желая возъярить князя на царя, а предложением князю царства - остудить перед царем его самого. Так, по крайней мере, повествует летописец. Скопин, действительно, прибыв в Москву и попировав у дяди Дм. Шуй­ского, вскоре скончался, говорят, от отравы. Ляпунов воспользовался этим случаем и стал рассылать грамоты по городам, рассказывая, что Скопина уморил царь Василий и что необходимо мстить за его смерть и ссадить царя с престола. С этой целью он стал ссылаться и с Тушин­ским вором, стоявшим тогда в Калуге. В Зарайск, где воеводствовал По­жарский, Ляпунов послал с грамотой своего племянника. Это одно по­казывало, что возмутитель хорошо знал мысли и характер Пожарского, и чтобы успешнее склонить его к своему делу, отправил послом челове­ка близкого. Но Пожарский не покривил душой и не согласился вести игру в цари, ибо не мог не видеть, что здесь двигает людьми не общий, земский интерес, а только личные, своекорыстные и честолюбивые за­мыслы. Посла он отпустил с ответом, что к их делу не пристанет, а гра­моту Ляпунова наскоро отослал к царю, требуя на помощь войска. По­мощь была тотчас прислана, и Зарайск остался крепок от измены, вследствие чего и Ляпунов перестал ссылаться с Калужским вором.

Но была дума у Ляпунова большая на царя Василия: стали они с князем Голицыным крепко помышлять, как бы ссадить его с царства. Явилось в людях такое мнение, что от Тушинского царика отстать, да чтобы и царь Василий оставил царство. Тушинцы заговорили об этом первые и говорили обманом. Бояре и вся Палата втихомолку были очень рады такой сделке и ссадили своего царя. Но от вора никто не отстал, а, наоборот, потянулись к нему и те, кто и прежде у него не бывал. Как же после и позорили тушинцы московских простаков! Они-то, по их словам, и были настоящие изменники, ибо не только ссадили своего царя, но еще больше опозорились тем, что отдали его своими руками в плен полякам. Бранное, позорное слово изменник, которым обыкновенно укоряли москвичи тушинцев, совсем потеряло свой истинный смысл. Все поголовно сделались изменниками и ворами. Того только и надобно было настоящим ворам.

Однако среди этого всеобщего позора оставались личности чистые, крепкие и прямые.

Когда дело Шуйского клонилось уже совсем к упадку, и разные горо­да стали мало-помалу отдаваться в руки самозванца, город Коломна мно­гое время стоял в правде, ни на какую вражью хитрость не прельщался. Но, наконец, покривились и коломничи и присягнули самозванцу. Ни ду­ховный их владыка, епископ, ни воеводы не в силах были ничего сделать. Воевод-то коломничи заставили присягнуть первых, а потом и сами ста­ли присягать, и послали грамоты в Каширу и Зарайск, требуя и там та­кой же присяги. Кашира с радостью исполнила их желание. Тамошний воевода князь Ромодановский, стоя за правду, воспротивился было це­ловать крест вору, но его едва не убили, заставили силой присягнуть, да вдобавок самого же послали к вору с повинной. Дошла очередь и до Зарайска. Здесь, по получении Коломенской грамоты, все градожители стеклись к воеводе Пожарскому, чтоб также целовал крест вору Но По­жарский стал крепко с немногими людьми, которые, без сомнения, по­тому и не колебались, что видели опору в воеводе. Толпы приходили к нему, хотели тоже убить: но ни на что не поддавался воевода. Сильно укреплял его и соборный протопоп Дмитрий, благословляя лучше уме­реть, чем приставать к злому совету. Воевода, видя, что поборников за правду мало, заперся с ними в кремле в осаду. Впрочем, сильным его со­юзником в этом случае было то обстоятельство, что из-за смутного вре­мени в кремль свезено было все имущество и все кормовые запасы го­рожан, так что, оставшись за стенами, они остались и без денег, и без продовольствия. Это принудило мятежников покориться; они прислали к воеводе с повинной и с речами, что целуют крест тому, кто будет Мос­ковскому государству царь. Пожарский отвечал, что и теперь есть царь,- для чего требуете другого? Пожалуй, говорили горожане, мы согласны: если царь Василий будет по-старому, будем и ему служить, а будет кто иной, и тому будем служить. Все дело, следовательно, состо­яло в том, чтоб служить избранному царю, а не вору; этого добивался Пожарский, на чем и укрепился с народом крестным целованием. После того начало быть в Зарайском городе без колебания; все утвердились меж себя, и на воровских людей начали ходить и их побивать, и вскоре обратили на свой путь и город Коломну. Таким образом, Пожарский умел быть храбрым, умел и пользоваться обстоятельствами, способными дать храбрости прочное положение. Воеводою в Зарайске он оставался и во время междуцарствия.

Царя Василия ссадили с царства (17 июля 1610 г.) и даже постриг­ли, с той, конечно, целью, чтоб совсем исчезла в народе мысль воротить его снова на престол. Приняли власть Русского государства семь мос­ковских бояринов; но ничтожна была для них власть управления, насмеш­ливо замечает летописец. Только два месяца насладились властью! Очень многие из них, во главе с Мих. Салтыковым, давно тянули к Польше и, наконец, избрали себе в цари польского королевича Влади­слава, из боязни будто бы перед Тушинским вором и думая утишить тем Смуту, а главное получить от нового царя новые вотчины и почести. Дру­гие пошли дальше, задумали отдаться самому польскому королю, отцу королевича, и с этой целью поспешили отдать полякам и самый Кремль. Поляки вошли в Москву 17 сентября (Русск. Истор. Библ. I, 211), как в свою вотчину, и зажили припеваючи. «Седмочисленные бояры», про­должает свою насмешку летописец, отдали всю власть Русской земли в руки литовских воевод: «Оскудеша убо премудрые старцы и изнемогоша чудные советники!» Правду писал к народу и патриарх Гермоген: «Солгалось про старых [старших, больших] то слово, что красота граду старые мужи; а те старые и молодому беду доспели!»

Сохраним имена этих бояр, как они подписывали свои распорядительные грамоты в разные города:

1. Кн. Фед. Ив. Мстиславской.

2. Кн. Ив. Сем. Куракин.

3. Ив. Никит. Романов.

4. Фед. Ив. Шереметев.

5. Мих. Александр. Нагово.

6. Борис Мих. Лыков.

7. Кн. Андр. Вас. Трубецкой. (С. Г. Г. II, 582).

Бояре, как следовало, составили крестоцеловальную запись, при­сяжный лист, в котором говорилось следующее: «Мы, дворяне (и все прочие дворовые и другие чины и всякие люди всего Московского госу­дарства), били мы челом боярам, чтоб пожаловали приняли Московское государство докуды нам даст Бог государя; и крест нам на том целовати, что нам во всем их слушати и суд их всякой любити, что они приговорят; и за Московское государство и за них стояти и с изменники битись до смерти, а вора не хотети... А выбрати государя им боярам и всяким лю­дям всею землею... сослався с городами, кого Бог даст...» (А. И. II, 349).

Боярский подвиг отдать Русскую землю во власть поляков в тот же день был осужден московской чернью (посадом, мелкими людьми), кото­рая взволновалась, невзирая на исполненную присягу, поднялась на бо­яр и требовала перемены государя. Зло, однако, утихло до времени, за­мечает Маскевич. Но, конечно, семибоярский подвиг вскоре должен был встретить сильный отпор и негодование и по всей земле. Коварство врагов тотчас было почувствовано и понято вполне, и земля стала соби­раться на свою защиту. Первое слово было произнесено патриархом Гермогеном. Оно было сказано в самом Кремле, посреди врагов; оттуда сначала прокрадывалось в города таинственно, раздавалось в городах все громче и громче и затем охватило все умы одним торжественным кликом: стать всем заодно и очистить землю от врагов. Но более ярким двигателем и здесь явился тот же Прокопий Ляпунов. Первые же и не­зависимо от него поднялись нижегородцы (в начале февраля 1611 г. А. Э. II, 296).

На той же неделе, как только поляки вошли в Кремль под начальст­вом Гонсевского и вместе с боярами составили правительство, стольник Вас. Ив. Бутурлин, отпросясь у бояр в свое поместье, съехался в Ряза­ни с Пр. Ляпуновым, и положили они тайно на слове: поляков в Москве побить и стоять войной против короля и королевича. Можно с большой вероятностью предполагать, что поездка Бутурлина была справлена по мысли патриарха Гермогена. Поляки впоследствии утверждали, что Бу­турлин во все время сносился с Ляпуновым и отписывал ему обо всем, что происходило в Москве. Однако случилось, что посланец от Ляпуно­ва был пойман и на пытке объяснил дела Бутурлина, вследствие чего боя­ре приказали при себе пытать и самого Бутурлина, который повинился, что еще в то время, как только поцеловали крест королевичу (17 августа), он начал с Ляпуновым заводить смуту, чтоб, подговоря немцев, ночью ударить на поляков и побить их, т. е. очистить от них Москву Посланец Ляпунова за свою вину был посажен на кол по приговору бояр.

Такими и всеми другими способами чудные советники бояре под ру­кой Гонсевского употребляли все меры, чтобы остановить движение. Зная, что первый его стремитель - патриарх Гермоген, они требовали от него новых грамот к Прокопию и в города, чтобы в Москве не соби­рались. Салтыков с ножом даже приставал к святителю. Но патриарх, не колеблясь, благословлял всеобщий поход к Москве, разрешал самую присягу королевичу, ставя неизменным условием его крещение в Право­славие и очищение государства от литовских полков.

Когда патриарх остался непоколебимым в своем решении, правящая изменная власть, чтобы расстроить поход Ляпунова, подозвала воевать на Рязанские места так называемых черкас, малороссийских казаков, с которыми, конечно, тотчас соединились и толпы русских воров под предводительством Исая (или Исака) Сунбулова. Повоевав многие мес­та, они, между прочим, захватили город Пронск. Ляпунов выбил их из этого города, затем сам был загнан в него в тесную осаду. Тогда не дре­мал зарайский воевода Пожарский. Собравшись с рязанцами и коломничами, он двинулся к Пронску и освободил Прокопия. Черкасы отсту­пили к Михайлову. Проводив Ляпунова к Рязани, он поспешил в свой Зарайск, ибо ожидал и туда врагов. Действительно, следом за ним яви­лись черкасы и Сунбулов и в ночь взяли Зарайский острог - городовое укрепление вокруг кремля. Пожарский с малыми людьми вышел против них из кремля, выбил их вон из острога и гнал далече, без пощады поби­вая. Сунбулов утек к Москве, а черкасы побежали на Украину. Подвиг был чуден и потому приписан чудотворению Николы Зарайского.

Вот дела Пожарского до прибытия его в Москву, описанные совре­менниками, следовательно, всем известные28.

Мы видим, что он теперь усердно помогает Ляпунову, выручает его из беды, того именно Ляпунова, с которым за несколько времени не хотел соединиться против царя Василия, которого грамоту отослал тотчас к царю, как явное свидетельство его изменных замыслов, и что требует­ся скорая ратная помощь. Теперь он с Ляпуновым заодно; вместе идут в родной Ляпунову рязанский Переяславль, где Пожарский принимает от архиепископа Феодорита благословение и возвращается защищать Зарайск. Теперь у обоих одна мысль - очистить землю от литвы и поля­ков. И благословение Феодорита, очень вероятно, еще больше освяща­ло и укрепляло эту мысль, ибо не частный же случай это благословение, записанное летописцем в ряду разных событий. Нет сомнения, что архиепископ благословлял их на задуманный поход.

Когда победой Пожарского Рязанская земля была очищена от каза­ков и всяких воров, воеводы изо всех городов собрались и двинулись к Москве.

Примечания

26. Новый Летописец. С. 80. Попов А. Изборник. С. 342.

27. Новый Летописец. С. 110.

28. Там же. С. 108, 118, 119, 130. Попов А. Изборник. С. 200. Ак­ты Зап. России. IV, № 209.

Забелин, Минин и Пожарский, смута

Previous post Next post
Up