Nov 18, 2010 22:08
Основная работа ученых состоит в придумывании СЛОВ. Слов, которые убедительно объясняют их точку зрения на мир. Кто сумеет изобрести более внушительные слова для описания своей концепции, тот побеждает в диспутах, занимает кафедры, имеет учеников и получает средства для дальнейшего развития своих теорий.
Задача молодых ученых заключается в том, чтобы овладеть употреблением слов, придуманных до них. После этого некоторым из них удается добавить несколько собственных слов, которые останутся в учебниках для будущих поколений.
В некоторых науках вместо слов могут служить формулы, а также разнообразные механизмы (хотя это уже не наука, а техника). Но в основном это именно слова. Никаких других формальных результатов своей работы большинство ученых представить не в состоянии. Даже создание какого-нибудь опытного образца, - машины, раствора или компьютерной программы, - обычно служит ученому лишь трамплином для нагромождения новой пирамиды слов.
Попробуйте заявить ученому, что его наука в чем-то ошибается. В ответ он обрушит на вас поток слов (если вообще захочет с вами говорить, а не отошлет к какой-нибудь толстой книге, сплошь состоящей из слов). Поэтому с учеными так трудно спорить. Ведь спор ведется на словах, а именно в употреблении слов и состоит их профессионализм. Этому они учились долгие годы, оттачивая свои навыки излагать идеи словами в битвах с не менее искушенными коллегами.
Можно спросить - но разве наука (пусть и с помощью слов) не изучает мир сам по себе, как он есть на самом деле? Изучает. Вот только результатом этого изучения являются, как правило, слова. Кстати, по некоторым версиям, мир сам по себе вообще никакой. Каким-то его делают наши представления о нем. Может быть, поэтому он всегда так охотно согласуется с последней научной концепцией.