Sep 13, 2010 15:53
Медицинская пропаганда вот уже много десятков лет убеждает общественность в том, что человеческое тело - это в сущности механизм. На данный момент средний гражданин страны-представительницы западной цивилизации с таким определением в целом согласен. На вопрос: "Согласны ли вы, что ваше Ваше тело можно уподобить автомобилю, а врача - механику, который его обслуживает?", большинство моих знакомых ответили бы в диапазоне от "Да, а что?" до "Ну-у, тут есть нюансы, но в общем, наверно, да."
А между тем совершенно ясно, что тело - это никакой не механизм. Тело - это организм, и будучи таковым, живет по совершенно другим правилам.
Между механизмом и организмом - при всей внешней их похожести - есть несколько фундаментальных различий. Например, целый механизм собирают из готовых частей на заводе, а целый организм вырастает из одной-единственной клетки, конструируя себя сам из поступающего питательного бульона (и очень быстро учась находить этот бульон самостоятельно). Механизм состоит из частей, и при наличии времени и желания может быть разобран до гаечки и собран вновь без малейшего для себя ущерба; в случае организма такая операция немыслима. Организм происходит из окружающей среды, живет в ней и является ее частью, а механизм внедряется в эту среду и сопротивляется ей. И самое главное: организм обладает способностью к самовосстановлению, а механизм - нет.
Это важно: неисправность в организме может пройти сама собой. Неисправность в механизме, напротив, сама собой никогда не пройдет и, соответственно, требует помощи специалиста.
Нужно ли говорить, почему медицина всячески продвигает механистическую модель? Успех врачей (а также их коллег - шарлатанов) во все века истории западной медицины держался на игнорировании и замалчивании того факта, что какой-то процент больных выздоравливает, несмотря на все усилия врача.
Глупо выглядел бы тот незадачливый автолюбитель, который поставил бы машину с проколотым колесом в теплый гараж, накрыл ее шерстяным чехлом, заправил самым лучшим бензином и включил классическую музыку, а через несколько дней проверил бы колесо в надежде, что оно уже само собой затянулось и даже накачалось. А между тем подобные ситуации случаются с каждым из нас по сотне раз в жизни.
Еще иллюстрация: когда я хочу, чтобы у моей машины появились новые зеркала, я иду в магазин и покупаю эти зеркала, а потом иду к механику, он их к моей машине прикручивает - и вуаля! Но если я хочу, чтобы на моей яблоне появились яблоки другого цвета, я буду действовать совершенно иначе. Нельзя просто прикрутить эти яблоки - они должны вырасти сами. Мне предстоит кропотливая работа по прививанию и уходу за яблоней в течение долгого времени, и при этом я все равно не могу быть уверен в успехе.
Резюмируем: восприятие тела как механизма имеет важные практические следствия. Во-первых, мы считаем необходимым бежать к врачу при первых признаках неполадок, чтобы он их починил. Во-вторых, мы недооцениваем способности нашего тела к самоизлечению, и поэтому соглашаемся лишь на варианты помощи извне. В-третьих, мы представляем свое тело в кольце врагов - бактерий, вирусов, мороза, ветра, - не понимая, что это просто окружающая среда, частью которой мы являемся. И наконец, мы отказываемся видеть, что болезни могут приносить пользу и даже быть нам необходимы для развития и самосовершенствования.
Любой, кто хотя бы раз всерьез задумается об этом в таком разрезе, уже не сможет относиться к медицине с прежней почтительностью.