Apr 21, 2009 11:45
Все-таки Пелевин - гений, как ни крути. Не Достоевский, конечно, да и непоследователен - иной раз такую чушь напишет, что диву даешься: кто этот человек вообще? кто пустил его на литературное поприще? Показательна последняя писанина про Пигмеев Пиндостана; плевался.
И все же, и все же. Я готов простить ему любые литературные грешки за гениальные тексты, изменившие - и продолжающие изменять - мою жизнь: за "Ивана Кублаханова", за "Музыку со столба", за главу про Сережу из "Жизни насекомых", за теорию гламурА и дискурсА, за "Чапаева" и, конечно, за вау-факторы.
Напомню вкратце, что понятие вау-факторов было впервые введено духом Че Гевары в книге "Generation P". Оральный, анальный и вытесняющий вау-факторы - это специфические типы влияния на клетки Орануса ("Ротожопы") - т.е. на людей - через посредство информационных систем, из которых во времена поколения "Пепси" самой значительной было телевидение, а на сегодняшний день стала сеть Интернет. В результате воздействия вау-факторов в сознании человека - т.е. клетки Орануса - начинают преобладать два основных импульса: оральный и анальный, т.е. потребления и выделения. А поскольку в наше время основным объектом потребления и выделения являются деньги (а вовсе не то, что на них можно купить), то в конечном итоге человека занимают только два вопроса: как заработать побольше денег, и как поэффектнее их потратить. Все остальные мысли, желания и устремления - равно как и идеи морали, красоты, здравого смысла или спокойного созерцания заката - бесследно удаляются из сознания вытесняющим вау-фактором и перестают иметь значение.
Важно понимать, что вау-факторы - это не какая-то там условная книжная абстракция. Пелевин не придумал их, а открыл. Это совершенно конкретные техники, тщательно изученные и описанные (хоть и под другими названиями), и воплощенные в рекламе - а, следовательно, в телевидении и Интернете как наиболее эффективных рекламоносителях. Даже не просто воплощенные, но лежащие в самой основе рекламы как явления. Телевидение и Интернет как таковые обязаны своим существованием вау-факторам. Если сравнивать телевидение и Интернет с развивающейся нервной системой социального организма Орануса, то вау-факторы суть основные физиологические макро-процессы этой нервной системы, подобные, скажем, потенциалу действия и потенциалу покоя в нервной системе биологических организмов.
Вау-факторы работают незаметно и давят на самые уязвимые места человеческой психологии. Поэтому человеку, желающему быть чем-то большим, чем просто клетка Орануса, необходимо от них сознательно защищаться. Как минимум, нельзя смотреть телевизор, а если его зачем-то все-таки нужно смотреть - использовать один из пяти способов защиты от телевизионного воздействия, описанных Пелевиным в той же книге (например, перевернуть экран вверх ногами). Защититься от Интернета сложнее, т.к. компьютер, благодаря своей интерактивности, создает у потенциальной жертвы вау-факторов иллюзию свободного выбора, чем еще больше усыпляет подозрительность; в результате высшие психические функции человека, необязательные для Орануса, отмирают еще быстрее. Тем не менее, защититься, наверно, все-таки можно, хотя об этом в книге ничего не сказано - писалось все-таки в девяностых.
Нагляднее всего последствия обработки вау-факторами можно пронаблюдать в ситуации, когда у одного человека денег много, а у другого мало. Тот, у кого их много, упомянет, словно бы невзначай, сколько денег он потратил на какую-нибудь херовину, а тот, у кого их мало, посмотрит на первого с восторгом и решительно подумает, что когда-нибудь у него их тоже будет много, и еще даже больше. А если в этот момент кто-то третий заговорит о дзен-буддизме, то первые двое - вместе - посмотрят на его рваные штаны и снисходительно улыбнутся.
Вчера на докладе один ученый из Лос-Анджелеса упомянул, что у него есть самолет; причем ему удалось ввернуть эту информацию в доклад так изящно, что это даже казалось уместным. В ту же секудну, прямо там, на кафедре, его пронзила невидимая дрожь анального вау-оргазма.