Московский бестиарий. Район Бескудниково.

Jan 09, 2011 20:50

Есть в Москве район Бескудниково. Объективно говоря, не лучший далеко район. Метро там нет и, скорее всего, не будет, много промышленных объектов, почти нет достопримечательностей, криминальный фон повышенный.
У меня оттуда есть знакомые, раньше было больше, но не все живы или на свободе... Да и когда сам в Бескудниково был, впечатления оставались так-себе. А оказывается, что и название района имеет весьма тёмное происхождение.
Упоминание о существе "бескуд" мне попалось в книге Лукьяненко "Дневной дозор": "Бескуды - пожалуй, самая малоизвестная разновидность карпато-балканской нечисти. Даже тех, кому просто известно их имя, очень мало. Еще меньше тех, кто знает, что у бескудов «кошачьи глаза» (остро реагирующий на свет щелевидный зрачок), серая кожа и треугольные зубы". А потом я подробнее узнал про сию нечисть.
Есть часть Карпат, которая называется "Бескиды", а о населении этой области были упоминания в римских хрониках от 1 века нашей эры. Назывались тамошние племена Боскудлы, а среди них выделялись Бастарны (очень похоже по звучанию на английское слово bustard).
В статье «Герменевтическая лексика чешско-моравского порубежья» И. Бах-Целевской можно найти данные об эвфимистической близости топонимических Бескуд (соответственно, предполагаем, что и бескудов) с чешским словом paškudlo. Перевод сего слова достаточно очевиден.
Значение слова «паскуда» в восточнославянских языках примерно одинаково - обычно это «гадость, мерзость». Этимологически восходит к *skoǫdъ и имеет сродство с *хudъ (худо́й, бедный) согласно Махеку. Иными словами, «паскуда» - это нищий, бродяга, т.е. тот, кто по некоторым причинам лишился социальной составляющей слова «человек». Это может быть как символическое исключение человека из рода за некую провинность, нарушение закона (ср. «изверг» - извергнутый, исключенный из рода; ср. «преступник» - преступивший закон), так и исчезновение рода в целом (болезнь, война, голод). С последней версией контаминирует лит. paskutiônis «последний», paskutė «позади, после»…
Молитвин И.П. "Мифопоэтический словарь"
Далее можно обратиться к труду Юстиниана "Heliogabalus imperium neighbors", где написано, что бастарны хоронили своих жрецов и вождей в пещерах под солёной водой, что делало их окаменелыми. В карпатских пещерах действительно много странных горизонтальных сталактитов. И из этих каменных отростов и восстают Бескуды, наложившие на себя соответствующие заклятия.
Как следует из текста Иржека Кулика "Černá krev pohanské cholery", сохранившегося в архивах оломоутской епископии, этих добровольно проклятых сразу ритуально умертвили, а затем поместили в пещеры Моравского краса. Там будущие бескуды должны были ждать своего часа. Что в проклятии случилось не так - не совсем ясно. Но после исчезновения бастарнов месть не выплеснулась из гротов Бескид. Лишь спустя века она стала постепенно просачиваться в окружающие земли, наводя ужас на жителей маленьких сел и больших городов своими щелястыми зрачками и неутолимой жаждой крови.
разу после выхода из хелектита бескуд представляет собой существо, которое вынуждено было бы питаться летучими мышами, если бы не помощь "старших" бескудов. Именно мышами, так больше в пещерах питаться нечем, а выход на поверхность невозможен - любой свет (даже лунный) превращает "молодого" бескуда в камень. После годового "откорма" бескуд впадает в спячку, которая длится тоже около года. И лишь после этого превращается в полноценного, взрослого бескуда.
Взрослым бескудам солнце не представляет никакой угрозы. Но "психологически" им крайне тяжело находиться под открытым небом (легкая форма агорафобии). Поэтому передвигаться они предпочитают исключительно в ночную пору и, желательно, когда небо затянуто тучами. Ночная гроза - это их любимое время. Тогда же они и охотятся. Характерно, и это, пожалуй, их главное отличие, что в качестве жертв они выбирают только тех, кто ночью бодрствует - сторожа, водители, грабители, воры. Пьяницы и бродяги обычно не попадают в меню бескудов. Вероятно, так происходит в силу того, что эти опустившиеся люди не подпадают в сознании бескудов в разряд врагов, так как по проклятию они мстят тем, кто захватил их земли, то есть априори сильным. Ну и пьяные - они же почти что спящие, а уснуть - это лучший способ защититься от бескудов. Кстати, Бескудниково - весьма пьющий район.
после укуса бескуда в человеке совсем не остается не только крови, но и лимфы (у мужчин - и спермы). Жерва укуса бескуда фактически предстает в виде чуть ли не мумии.
Уничтожить бескуда сложнее, нежели вампира. Хотя для бескуда недоступно оборотничество и переход в "туманное" состоянии, физически он столь же силен, как и вампир. Затем, кожные покровы бескуда весьма прочны и пробить их осиновым колом можно только тогда, если этот кол - крепостной таран. И то, наврядли - бескуды очень, очень подвижны. Потому специалисты рекомендуют использовать топоры с серебрянным напылением или насечкой. Ими можно просто (ну, это так говориться - "просто") отрубить бескуду голову.
Вот вам и Бескудниково.
Так что сей район желательно поскорее переименовать, может и людям. там живущим, получше станет...

район, нежить, нечисть, легенда, Москва, история, Бескуд, Бескудниково, бесы

Previous post Next post
Up