Информповод,

Jun 22, 2011 23:07

УКРАИНСКИМ КИНЕМАТОГРАФИСТАМ ИЗМЕНЯЮТ ПРАВИЛА ИГРЫ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ ПРЕДЛАГАЮТ РАЗДЕЛИТЬ ПО-НОВОМУ

В Украине собираются изменить правила выделения государственных денег на кинопроизводство. Сейчас проект новых правил подачи и оформления кинопроектов для государственного финансирования и господдержки находится в Министерстве юстиции. По мнению его создателей, новые правила помогут сделать процесс распределения государственных денег более прозрачным, а также развить копродукцию.

Председатель Государственного агентства по вопросам кино Екатерина Копылова надеется, что первый конкурс будет объявлен уже в мае. Из 111 млн. грн. (около $14 млн.), выделенных в этом году из государственного бюджета на кинопроизводство, порядка 80 млн. грн. ($10 млн.) могут быть распределены уже по новым правилам. Оставшаяся сумма пойдет на погашение долгов предыдущих лет и на окончание проектов, которые на сегодняшний день находятся в запуске. Для украинского кинематографа это существенная сумма, поэтому мы решили подробно описать новые правила, по крайней мере, тот их черновой вариант, который был представлен в Киеве в апреле.

Если новые правила вступят в силу, то уже начиная с этого года все конкурсы будут проходить открыто, а это значит, что даже создатели тех фильмов, которые делаются при 100%-й государственной поддержке - госзаказ, должны будут не просто подать литературный сценарий своего проекта, но открыто соревноваться на питчингах с другими конкурсантами.


ВМЕСТЕ И КИНО СНИМАТЬ ЛЕГЧЕ

За 20 лет независимости Украина не может похвастаться обилием совместных кинопроектов. Привлечь зарубежные деньги для производства фильма если и удается, то лишь некоторым частным компаниям, например SOTA Cinema Group. Так, в конце прошлого года SOTA представила фильм Сергея Лозницы «Счастье мое» (Украина-Германия-Нидерланды). Фильм был показан на ряде международных кинофестивалей, вышел в прокат в России, но пока так и не дошел до Украины, хотя получил главный приз на прошлогоднем фестивале «Молодость». А 5 мая в украинский кинопрокат вышла лента Александра Миндадзе «В субботу» (Украина-Россия-Германия). Стоит отметить, что в конце прошлого года Государственное агентство по вопросам кино (Госслужба кинематографии) заявило о выделении 13,45 млн. грн. на этот фильм. Сейчас в предпродакшне у компании находятся пять проектов, которые также планируют производить совместными силами. Например, тот же Лозница будет снимать «В тумане» (Украина-Германия-Латвия-Нидерланды), а для создания цикла «Футбол, любовь моя!» привлекут режиссеров из разных стран. Кроме того, Кира Муратова готовится к съемкам «Кинопроб». Иногда получить зарубежные деньги удается независимым режиссерам под единичные проекты. В этом году в основной конкурс короткометражек Каннского фестиваля попала картина украинского режиссера Марины Вроды «Кросс», продюсером которого выступила француженка. Кстати, 14 мая в Каннах Украина и Франция подпишут двустороннее соглашение о совместном кинопроизводстве сроком на два года с возможностью дальнейшей пролонгации. По словам Копыловой, это должно стимулировать копродукцию между двумя сторонами и в дальнейшем, реализуя совместные проекты, действовать в рамках правового поля, правда, пока конкретных совместных проектов нет.

Новые правила распределения государственных денег должны помочь украинским режиссерам и продюсерам наладить копродукцию не только с Францией. По крайней мере, так считает один из членов экспертной комиссии, директор Международного фестиваля документального кино о правах человека Геннадий Кофман: «Если у продюсера нет поддержки от страны, которую он представляет, то дальнейшие переговоры всегда очень затруднены». По его словам, после того как новые правила вступят в силу, будет легче находить партнеров из других стран, чтобы собрать полноценный бюджет. «Это основный принцип, что проект должен быть интересен своей стране, чтобы получить хотя бы базовые 50-70% поддержки в государстве. Тогда продюсер едет на питчинг-форумы, где с ним уже считаются как с полноценным игроком рынка», - резюмирует Кофман.

«ЗАЧЕМ ПРИД УМЫВАТЬ ВЕЛОСИ ПЕД , ЕСЛИ МОЖНО УСПЕШНО НА НЕМ ЕЗДИТЬ »

Так говорит Екатерина Копылова. В агентстве не скрывают, что при составлении правил изучали опыт многих стран - Польши и Франции, Румынии и Болгарии, Грузии и России. Правда, под копирку ничего не брали. Полностью перенять российский опыт в Украине невозможно, считает председатель агентства. «Российский опыт на сегодняшний день не подходит Украине - у нас нет 8 мейджоров. Российская система гораздо раньше стала развиваться», - говорит Копылова. Председатель экспертной комиссии, известный режиссер Роман Балаян иного мнения. «В Москве есть 8 студий. У кого своя студия - они обижены, что не вошли в этот список. Но это неправильно, потому что вошли мощные, и это нормально», - говорит Балаян. Также он выступает за поддержку дебютантов: «Я вообще сейчас 2-3 года давал бы деньги только дебютантам. Если бы вместо того, чтобы давать деньги мне или кому-то другому, запускали бы в год 10 молодых, то за два года получилось бы 20 дебютов, из которых 5, я уверен, будут нормальными, а некоторые могут оказаться вообще талантом».

Подавать проекты для участия в конкурсе могут только юридические лица, а это значит, что, допустим, тому же дебютанту или независимому режиссеру надо будет сначала найти компанию, которая захочет заниматься производством именно его проекта и будет представлять его на конкурсе. «Во-первых, речь идет об определенных гарантиях и обязательствах, в том числе и перед государством, потому что это бюджетные деньги и получить их просто на частный счет нереально.

Во-вторых, вступил в силу закон об определенных льготах для кинопроизводства, в том числе и освобождение от НДС. Поэтому оперировать всеми этими нюансами могут только организации», - говорит Кофман. Он принимал участие в разработке правил по поддержке документальных проектов и говорит, что в пример взяли польскую методику.

Еще одним положительным моментом в новых правилах Кофман видит изменение в порядке подачи необходимых документов: «Существовала, как я считаю, очень порочная практика полдачи для получения государственных денег литературного сценария документального фильма. Все понимали, что это абсурд, тем не менее эта форма существовала. Сейчас будет прежде всего внятное изложение режиссерского и продюсерского видения проекта. Кто герой? Характер и стиль фильма. Объяснение того, как создатели видят свой фильм. Естественно, прописать диалоги или поведение героя в документальном фильме нельзя».

Создатели документа заявляют, что новые правила будут максимально прозрачными, а на презентации проектов смогут прийти как другие киношники, так и журналисты. «Всем должно быть понятно, почему один проект получил высокую оценку и поддержку, а другой вернули на доработку или увидели, что это «нафталин» и непонятно, для чего это снимается», - считает Кофман. «Мы надеемся на совершенно прозрачный, правильный и понятный конкурс», - акцентирует Копылова.

НОВЫЙ РАСКЛАД

Согласно проекту ежегодно (в первом и третьем квартале года) на официальном сайте http://dergkino.gov.ua/ будет размещаться объявление о конкурсе кинопроектов. Предполагается, что процедура подачи и рассмотрения кинопроектов на получение госфинансирования будет происходить дважды в год - в зимне-весенний и в осенне-зимний период с учетом традиционных графиков производства фильмов.

Со следующего года зимне-весенний конкурс будет начинаться с 1 января (1 января - 1 февраля - прием заявок; 1 января - 1 марта - первый этап отбора; 5 марта - формирование конкурсной программы; 10 марта - 5 апреля - проведение конкурса; до 20 апреля - формирование программы кинопроизводства на текущий год; с 20 апреля - подписание договоров). Кроме заявки на участие конкурсант должен будет подать обязательный пакет документов и финансовый план. Заявки подаются производителями - продюсерами, продюсерскими компаниями, государственными и негосударственными киностудиями. В заявке должен быть указан как можно более точный хронометраж планируемого фильма. Один производитель имеет право подавать неограниченное количество проектов на конкурс. На 100-процентное финансирование (госзаказ) могут претендовать такие категории фильмов: детские, документальные, дебютные, анимационные. Для остальных проектов предусмотрена государственная поддержка - до 50% финансирования.

Также заявка должна включать: синопсис на одной странице; режиссерское видение (описание стиля, структура визуальной презентации фильма - на одной странице); продюсерское видение (презентация, которая раскрывает актуальность проекта, почему он важен для продюсера персонально, почему тема проекта является универсальной, какой эмоциональный эффект ожидается от аудитории, как продюсер собирается реализовывать проект на всех стадиях его производства - на одной странице); маркетинговая стратегия (презентация, отражающая состояние развития проекта, уникальность проекта, его рыночную привлекательность, на какую аудиторию направлен фильм, какие фестивали, кинорынки и копродакшн-маркеты планируется посетить - на одной странице). Представленный сценарий должен быть написан в расчете на то, что одна минута экранного времени будет равна одной странице сценария. Необходимо указать состав съемочной группы, ориентировочный календарный план производства, места основных съемок и лимит потерь. Также необходимо представить ряд документов относительно авторских прав и финансовый план. Представленные на конкурс документы и материалы кинопроекта рецензироваться и возвращаться заявителю не будут. Все документы должны быть представлены в семи печатных экземплярах и двух электронных (на дисках).

После получения всех документов уполномоченные представители Государственного агентства по вопросам кино обработают предоставленные проекты на предмет соответствия основным условиям. В случае представления неполного пакета документов или их ненадлежащего заполнения кинопроект к конкурсу допускаться не будет, при этом указывается причина отклонения. Проект, который предварительно был отклонен по причине ненадлежащего оформления заявки, может быть доработан и повторно внесен на рассмотрение в Госкино. Проекты, которые соответствуют общим требованиям, далее будут переданы членам экспертной комиссии по вопросам кинематографии для проведения первого этапа оценивания.

Первый этап конкурса. Члены экспертной комиссии в течение месяца с момента получения заявки оценивают кинопроект на предмет целесообразности допущения его ко второму этапу конкурса. Для оценивания кинопроекта на первом этапе конкурса членами экспертной комиссии заполняется карточка по единственному критерию - оценивается общее качество кинопроекта по шкале от 0 до 5 баллов. Проекты, оцененные на 4-5 баллов, проходят в следующий этап конкурса.

Эксперты вкратце комментируют (одно-два предложения) свою оценку.

Формирование программы второго этапа конкурса. Госкино на основе заключений членов экспертной комиссии в течение пяти дней с момента получения последнего экспертного заключения формирует конкурсную программу кинопроектов, которые допущены ко второму этапу конкурса.

Для включения в конкурсную программу кинопроект должен получить среднюю оценку - не менее 4 баллов. Конкурсная программа утверждается руководством Госкино и размещается на официальном сайте. В течение 25 дней с момента утверждения конкурсной программы проводится второй этап конкурса по отбору кинопроектов. В ходе отбора производители лично представят на расширенном заседании экспертной комиссии свои кинопроекты, но презентация каждого из них должна длиться не более 15 минут. Члены экспертного совета имеют право задавать вопросы относительно представленного проекта. После завершения второго этапа конкурса члены экспертной комиссии заполняют оценочные анкеты, разработанные по европейским образцам.

Рекомендации экспертной комиссии о целесообразности предоставления государственного финансирования кинопроекта фиксируется в итоговом протоколе, который утверждается председателем экспертной комиссии и размещается на официальном сайте Госкино.

После подачи всех необходимых документов проекты-победители включаются в программу производства и распространения национальных фильмов, которая формируется с учетом размера бюджетных назначений. В случае отсутствия необходимых документов или их ненадлежащего заполнения кинопроект отклоняется от включения в программу и заменяется кинопроектом, который занимает следующее место по количеству баллов. Кинопроекты, которые не вошли в программу, после доработки могут подаваться на следующие конкурсы, но не более двух раз. Программа утверждается приказом Министерства культуры Украины, после чего Госкино осуществляет подготовку и оформление договоров с производителями на государственный заказ или государственную поддержку.

А СУДЬИ КТО ?

Хотя экспертная комиссия насчитывает 30 человек, для кворума достаточно менее 10. Геннадий Кофман объясняет это тем, что каждый проект будут оценивать профессионалы данного направления. «Я не думаю, что все 30 человек смогут собраться на каждую презентацию - это просто не реально. Питчинги будут проходить в несколько этапов: отдельно игровые проекты, отдельно анимация, отдельно документальные проекты. Все эксперты - это внештатные люди, у всех есть свои повседневные обязанности, поэтому сидеть на всех презентациях невозможно, да и качество будет страдать. Свою компетенцию я вижу только в аспекте документального кино. Давая согласие на участие в этой экспертной группе, я сразу предупредил, что ни в игровое, ни в анимацию даже не буду подключаться, поскольку не чувствую себя специалистом в этих областях»,- рассказывает директор Международного фестиваля документального кино о правах человека.

Председатель комиссии Роман Балаян вообще признался, что неохотно принял предложение. «Я очень сопротивлялся. Во-первых, без меня меня сделали председателем. Во-вторых, я не люблю читать, и мне некогда этим заниматься. Правда, сказали, что будут только отобранные сценарии, но все равно, не люблю это. Потому что уже 10 лет читаю сценарии. Мне не надо сценариев, мне покажите работу того, кто хочет снимать, какую-нибудь его работу, например короткометражку. Если меня работа убедит в том, что этот человек талантлив, то я, как танк, буду ему помогать. А просто читать сценарии, это все-таки редакторское дело», - говорит Балаян.

В состав экспертной комиссии вошли люди из разных сфер, так или иначе связанных с кинопроцессом:

- председатель комиссии - Роман Балаян (кинорежиссер, сценарист, продюсер);

- заместитель председателя комиссии - Олег Фиалко (кинорежиссер, сценарист, заместитель председателя Национального союза кинематографистов Украины).

Состав комиссии:

- Сергей Борденюк (кинооператор, секретарь правления Национального союза кинематографистов Украины);

- Владимир Васильев (кинооператор-документалист, кинорежиссер);

- Олег Вергелис (редактор отдела культуры газеты «Зеркало недели. Украина»);

- Богдан Вержбицкий (кинооператор);

- Владимир Войтенко (киновед);

- Дмитрий Десятерик (журналист газеты «День»);

- Виктория Добровольская (дистрибутор);

- Андрей Дяченко (дистрибутор);

- Сергей Захаров (продюсер, советник председателя Национального союза кинематографистов Украины);

- Светлана Зиновьева (продюсер документального кино);

- Денис Иванов (дистрибутор, директор Одесского МКФ);

- Степан Коваль (кинорежиссер, аниматор, сценарист, художник);

- Геннадий Кофман (директор Международного фестиваля документального кино о правах человека);

- Вячеслав Криштофович (кинорежиссер, сценарист);

- Андрей Курков (писатель, сценарист);

- Анатолий Матешко (актер, кинорежиссер);

- Владимир Оселедчик (продюсер, режиссер-документалист);

- Антон Пугач (дистрибутор, директор сети кинотеатров «Мультиплекс»);

- Игорь Савиченко (продюсер);

- Евгений Сивоконь (мастер анимации, режиссер, художник);

- Юрий Терещенко (кинорежиссер);

- Владимир Тихий (кинорежиссер);

- Елена Фетисова (продюсер);

- Андрей Халпахчи (художественный руководитель Киевского МКФ «Молодость»);

- Станислав Чернилевский (сценарист);

- Роман Ширман (кинорежиссер);

- Александр Шпилюк (кинокритик, директор программ МКФ «Крок»);

- Сергей Якутович (художник).

СНЯТО !

Удастся ли новым правилам разрубить родственные связи, которые крепко окутывали украинское кино много лет, пока неясно. Ведь среди членов экспертной комиссии большинство - режиссеры и продюсеры, и гарантии того, что они не будут лоббировать проекты своих компаний или компаний родственников и друзей, нет. Второй вопрос, как проявит себя программа в действии, откроет ли она окно в Европу украинским киношникам? Третий вопрос, о чем будет собственно новое кино? На что эксперты будут делать ставку - на фестивали или массового зрителя, ведь о вкусах не спорят? Ответы на эти вопросы можно будет уже дать по итогам первого конкурса. Но ответ на самый важный вопрос, что же из всего этого мы получим на выходе, придется подождать пару лет, ведь кино - дело долгое.

КИНО

Previous post Next post
Up