Интервью

Jun 19, 2011 00:58



Дмитрий Рудовский : «Зачем делать плохое кино, если можно сделать хорошее, даже если не мы его придумали?..»

На 84-м Российском Международном Кинорынке свой пакет картин представила молодая российская дистрибуторская компания Art Pictures Media. В эксклюзивном интервью генеральный директор компании Дмитрий Рудовский рассказал о дистрибуции зарубежных картин в России и прокате российского кино за рубежом, а также о новых фильмах, над которыми работает Art Pictures Studio, и планах выхода на телевизионный рынок.


В 2010 году многие говорили о том, что российское прокатное кино теряет свои позиции. Разделяете ли Вы эту точку зрения?

Да, разделяю.

А что, по-вашему, мешает ему развиваться?

Факторов много. Всего не перечислишь. Основная проблема - это, наверное, еще не сформировавшаяся киноиндустрия, потому что нет четких экономических принципов. Само экономическое пространство вокруг кинопроизводства довольно агрессивно. Это и налоги, и законодательство, и возможность финансовых институтов поддерживать кинопроизводство, и отсутствие достаточного количества экранов, и влияние пиратства. Сначала было DVD-пиратство, которое отбирало огромную часть доходов кинопроизводителей, сейчас - интернет-пиратство. Конечно, это влияет на экономику, так как она не добирает вложенные средства. Большая часть картин, которые сразу могли бы выходить на DVD и находить своего зрителя, возможно, в более ограниченном количе-

стве, но возвращать вложенные средства, и не толкались бы в кинопрокатных компаниях. Но на сегодняшний день уже даже не половину дохода, а больше половины можно получить от кинопроката. И люди, которые производят кино, исходят из понятных им критериев оценки этого кино: что это кино прокатное, что оно стоит того, чтобы его посмотрело большое количество людей, что в него вложено достаточное количество средств, чтобы конкурировать с крупнобюджетными голливудскими картинами, даже средне- и малобюджетными. Ведь наши крупнобюджетные фильмы

чаще похожи на средне- и малобюджетные голливудские. А деньги платятся одинаковые - как за крупнобюджетные, так и за малобюджетные, так и за российские картины и за голливудские.

Какова, по вашему мнению, должна быть роль государства в поддержке кинематографа?

На что в первую очередь надо выделять средства и надо ли вообще их выделять?

Мое представление таково: государство должно выполнять функцию, как во всем цивилизованном мире, регулятора рынка, то есть взаимоотношений между участниками рынка. Разумеется, оно должно устанавливать определенные правила игры, чтобы не было монополии. К тому же есть определенная степень ответственности государства за тот культурный фон, на котором вырастает поколение. Если мы будем все время смотреть зарубежные картины, преимущественно американского производства, то рано или поздно в психологии российского зрителя будут появляться стереотипы и штампы, присущие другому народу, другой нации. И вполне очевидно, что ни гордости за свою страну, ни патриотизма в хорошем смысле этого слова, ни желания созидать и вести эту страну к процветанию не будет возникать. А появится то, что мы, в общем-то, на сегодняшний день уже получаем: все, что делается в России, - все плохо, все, что делается там, - хорошо, хотя это тоже преувеличение. Можно назвать огромное количество российских картин, которые получили хорошую и кассу, и отзывы, и нельзя их назвать неудачными. Уже в этом году вышли в прокат и стали лидерами по сборам «Выкрутасы», «Елки» и «Три богатыря и Шамаханская царица» - как минимум три картины, которые собрали порядка $50 млн. за два месяца. Это плохо? Думаю, нет.

В прошлом году выходили картины, которые собирали меньше положенного из-за «сарафана», который внушает, что российское кино отвратительное. Тем не менее, как мне кажется, незаслуженно обделены более широким зрительским вниманием «Брестская крепость», «Край» и еще несколько релизов, которые пострадали от предубеждения, установившегося в среде зрительской аудитории.

И это предубеждение поддерживается в том числе и кинокритиками, которые считают, что, чем больше мы ругаем, тем лучше мы делаем для нашей индустрии. А значит - будут лучше снимать. На самом деле это создает отрицательное впечатление о фильме накануне его просмотра.

В 2010 году ваша компания объявила конкурс сценариев для телефильмов и сериалов в таких жанрах, как романтическая и лирическая комедия, комедия положений, приключения, мистика, иронический и военный детектив, мелодрама. Означает ли это, что компания планирует расширить поле своей деятельности и запустить новое мощное отделение по производству телевизионного контента?

Ну, «мощно» - это громко сказано. Для начала нам нужно войти на этот рынок, и мы действительно намерены это сделать. Будет ли это мощное подразделение или проект-попытка, покажет время, пока утверждать не стану, но попытку мы такую сделаем.

То, что компания объявила конкурс сценариев, свидетельствует о том, что в России до-

вольно низкий уровень сценаристов?

Я бы сказал так: хорошие сценаристы есть, но их недостаточно для того, чтобы индустрия работала бесперебойно и выдавала продукцию приемлемого качества. К примеру, в Соединенных Штатах огромное количество телевизионной продукции создается на уровне пилотов, которые никогда не находят применения, хотя многие из них, по признанию наших коллег, могут занять достойное место в эфире крупных каналов. Но там работает индустрия, десятки тысяч человек вовлечены не просто в написание сценариев или заявок, но и в реализацию этих идей. То есть многие проекты рассматриваются не на стадии «на бумаге», а на стадии, когда можно посмотреть и пощупать. Вот для этого есть ресурсы, есть институты, которые финансируют подобные лаборатории. Это и независимые продюсеры, и продюсеры, которые подписывают договоры с крупнейшими студиями. Они подыскивают материал, создают его, а затем происходит отбор более качественного продукта. При этом нет гарантии, что хороший продукт сразу станет на свое место, - это вопрос, конечно, и везения. Ведь такие известные сейчас сериалы, как «Друзья», Lost («Остаться в живых»), «Отчаянные домохозяйки», годами не могли попасть на телеканалы, потому что главы телекомпаний просто вставали и уходили с просмотра со словами: «Какую ерунду вы нам подсовываете?!.» Это в той или иной степени имеет место быть и у нас. У нашей компании тоже есть сериал, в успех которого мы верим, но пока переговоры с каналами подтверждают обратное. Они привыкли к определенному формату, и этот сериал не хотят брать, но, думаю, его время вскоре придет.

А жанр можете назвать?

Пока нет.

Стало быть, написан хороший сценарий, но пока не пришло его время? Или же сценарий может быть хороший, но плохой режиссер, или же игра актеров не дают ему шансов «выстрелить»?

Безусловно, это имеет отношение к результату. Возможно, на сериальном уровне это еще не так выражено, потому что скорость производства неизбежно ведет к потере качества. Тем не менее, российский и зарубежный опыт говорит о том, что можно создавать сериалы на высоком художественном уровне.

Если вернуться к «полному метру», то по каким критериям Вы выбираете сценарии, которые запускаете в производство? И по каким критерия компания Art Pictures Media выбирает картины для проката?

Мы, как дистрибуционная компания, существуем два года. Первый год присматривались, второй год начали выпускать картины. Мы не делали акцент на какой-то жанр, а выбирали фильмы разного жанра: у нас выходили и триллеры, и комедии и анимационные картины, и арт-хаусные. Сейчас мы в поиске своего лица. В первую очередь ориентировали компанию на выпуск собственных фильмов. Однако производим солидные проекты и не можем себе позволить в это время выпускать «небольшие» картины, потому что это связано не только с финансовыми ресурсами, но и с человеческими, творческими. У нас есть определенная группа людей, которая позволяет нам делать кино хорошего качества. То есть мы можем своими силами производить определенное количество картин и вынуждены приобретать права на другие фильмы не нашего производства. Но какие из

них правильные, пока ответить сложно, зато на это отвечает зритель, кинотеатры.

Но при выборе Вы ориентируетесь прежде всего на свой вкус или есть группа людей, которая осуществляет отбор?

Сначала мы находим проект. Потом его анализируем, и если у картины уже есть международная история - изучаем в том числе и ее, а затем принимаем решение.

Успех зарубежной анимации в российском прокате, а также успех «Трех богатырей и Шамаханской царицы» подтолкнул некоторые компании заняться производством мультфильмов. Не рассматривает ли ваша компания это направление?

Да мы его давно рассматривали, здесь проблема в другом. Как в производстве полнометражных художественных фильмов, так и в производстве анимационных картин имеются подводные камни, связанные в первую очередь с человеческим ресурсом. Не так много хороших специалистов, и количество выпускаемых фильмов не может быть большим. Ну, например, есть студия «Мельница», которая выпускает по одной картине в год вместе с господином Сельяновым. Вот возникла такая франшиза, они ее пытаются разнообразить, расширить. Тем не менее эта ниша занята. Время от времени будут появляться «Звездные собаки», «Кукарача» - отдельные проекты отдельных студий, но системной работы пока нет.

Над чем сейчас работает Art Pictures Studio?

Мы делали совместно с ЦПШ «Два дня», режиссер - Дуня Смирнова, а Федор Бондарчук и Ксения Раппопорт играют главные роли. Картина веселая и немного сентиментальная, по жанру близка к мелодраме с комедийным уклоном - таким картинам, как «Осенний марафон», «Любовь и голуби», «Пять вечеров». Фильм закончен, сейчас выполняется озвучка. Также завершены съемки фильма «Духless» по роману Сергея Минаева. Сейчас готовится монтаж. Между тем идет подготовительная работа над «Сталинградом»: делаются эскизы, макет декораций, проходит кастинг актеров, изучается технологическая съемочная цепочка. Кроме того, заканчивается работа над сценарием картины «Одноклассники» - мы год «вымучивали» этот проект относительно качества сценария -

вот кое-что начало вырисовываться, летом начнем снимать. А еще вместе с Павлом Лунгиным будем делать его картину «Пиковая дама» - Павел будет режиссером, а мы - сопродюсерами вместе с ним. Надеемся, фильм станет интересным и успешным. Кстати, эта будущая кинокартина не по произведению Пушкина, но сильно связана с этой светской повестью.

А как происходит поиск компаний для копродакшна? Вы делаете совместные проекты с ЦПШ, «Нон-Стоп Продакшн», Павлом Лунгиным. Что является ключевым фактором в принятии решения делать совместно тот или иной продукт?

Мы постоянно общаемся, где-то пересекаемся друг с другом, нам не нужно ехать через тридевять земель, поэтому мы в курсе, что делают наши коллеги и партнеры. Логично, что иногда они нам предлагают поучаствовать в том или ином проекте. Например, ЦПШ пригласили Федора на главную роль в фильме «Два дня», и возникла идея, почему бы не сделать вместе. По фильму «Духless» мы знаем режиссера Романа Прыгунова, он пришел к нам и сказал: картина наполовину готова, посмотрите. Мы посмотрели, договорились, что кое-что будет добавлено, изменено, но в целом

она произвела впечатление, и мы вошли на этапе завершения производства как сопродюсеры. С «Нон-Стоп Продакшн» довольно давние связи со времен «9 роты», «Обитаемого острова». Наш с ними третий проект - «Сталинград». Время покажет, как будут развиваться дальше наши отно- шения. Лунгин сам сделал предложение, мы его рассмотрели. Мы сами хотели запускать проект «Онегин» с «ХХ веком Фокс», но пришел человек, у которого, в принципе, тоже история по Пушкину, но именно то, что мы хотели увидеть, то есть с авторским видением известной истории - нам она очень понравилась. По большому счету, та модель, о которой говорили, создавая «восьмерку», что они будут снимать только свое, - это неправда, потому что если проект стоит того, чтобы его взять,

то зачем делать плохое кино, если можно сделать хорошее, даже если не мы его придумали. Как продюсеры, мы берем на себя ответственность, что кино будет снято и оно будет качественное.

Как Вы считаете, за рубежом есть интерес к российскому кино?

За рубежом есть интерес к хорошему, зрелищному, умному кино. Российские фильмы не сильно выпадают из общей концепции, но претендовать на то же место, что и голливудское кино, мы пока не можем, потому что все-таки мир говорит не на русском языке и языковой барьер сильно ограничивает возможность проката. Если кино дублируется, то это дополнительные затраты, и дистрибутор уже думает о рисках. Кроме того, голливудские фильмы продвигаются через представительства компаний

в разных странах и всегда имеют промоподдержку. Что касается российских картин, независимый дистрибутор в любой другой стране должен рассчитывать на свои силы. Следовательно, это риск, поскольку на афишах не будет раскрученных брендовых имен Джонни Деппа или Анджелины Джоли, и уповать придется только на качество, на сюжет, на оригинальность, на то, что может привлечь дополнительных зрителей. При этом есть определенные проблемы из-за нераскрученности российского кино в мире. Но этим страдаем не только мы, этим страдает 90% неголливудского кино. Может, только

французское на особом положении, потому что они много уделяли внимания не только киноиндустрии внутри страны, но и поддержке французского кино за пределами своей страны. Это государственная политика в отношении кино, которая реально работает. Это то, с чего мы начинали: должно ли государство поддерживать кино?.. По примеру Франции - должно, и это будет эффективная поддержка. Идти путем не просто раздачи денег, а путем разнообразных методик. Это и организация крупного международного фестиваля со своим лицом, будь то ММКФ или «Кинотавр», или какой-то третий фе-

стиваль, и создание организации, которая будет заниматься проведением мероприятий за рубежом, поддержкой в прокате независимых дистрибуторов, приобретающих наши картины.

А есть ли какие-то жанровые предпочтения или же территориальные, например, в странах СНГ на российское кино идут охотнее?

Все зависит от дистрибутора. Одни умеют с одними картинами работать, другие - с другими. Вот мы продаем наши фильмы, фильмы наших партнеров за рубежом и видим, что одна компания специализируется на боевиках, другая - на комедиях, третья - на фильмах-ужасах, четвертая - крупная, которая имеет свои кинотеатры и может покупать оптом дешевле, но это больше зависит не от территорий. Хотя, наверное, в глобальном смысле предпочтения есть, однако я бы не сказал, что к российскому кино существует какая-то жанровая избирательность. Очевидно одно: за рубежом относятся с меньшим предубеждением к нашим актерам и сюжетам, чем зрители и дистрибуторы в самой России.

Если сравнивать ситуацию в киноотрасли до кризиса и сейчас, то можно ли утверждать, что все вернулось на прежний уровень? Или же, как было в тот период, уже не будет никогда?

Есть очевидные различия между «до» и «после». Резко уменьшился поток шальных денег. Когда раздувался сырьевой пузырь, деньги надо было куда-то расходовать, и тратили их куда и как попало. А кино с поражающими впечатление бокс-офисами, конечно, манило, так как за короткий период, скажем, за год, можно вернуть инвестиции, да еще и заработать огромные проценты. Это не один завод, который строится 5 лет, потом еще 10 лет он «отбивает» инвестиции. Несомненно, кино в этом смысле как модель интереснее. Но мало кто понимал, что один фильм - это рулетка: он может быть хорошим, может быть плохим, а может быть хорошим, но все равно не собрать кассу. За рубежом функционируют фонды, которые инвестируют не в отдельно взятую картину, а в систему создания фильмов, дистрибуцию, промокартины. Этот системный подход помогает снизить риски. То есть риск распределяется между несколькими проектами: какой-то фильм «выстреливает», а какой-то нет. Но в целом рынок кино непростой, и всем, кто им занимается, надо при жизни памятник ставить или отправлять в психушку.

Справка:

Компания Art Pictures основана в 1992 году Федором Бондарчуком и Степаном Михалковым. Студия специализировалась на производстве музыкальных видеоклипов и рекламных роликов.

В 2002 году компания начинает заниматься кинопроизводством. Первыми лентами, созданными Art Pictures совместно со студиями «Слово» и Non Stop Production, стали: «В движении» Филиппа Янковского, «Гололед» Михаила Брашинского и «Дневник камикадзе» Дмитрия Месхиева. В 2005 году на российские экраны выходит полнометражный режиссерский дебют Федора Бондарчука «9 рота». В 2005 году Art Pictures приобретает статус кинокомпании и вследствие ребрендинга получает название Art Pictures Studio. Первым самостоятельным опытом компании в кинопроизводстве стал фильм Резо Гигинеишвили «Жара».

В 2009 году Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский создают дистрибуционную компанию Art Pictures Media, которая занимается кинотеатральной, телевизионной и DVD-дистрибуцией фильмов Art Pictures Studio, а также картин независимых западных студий.

КИНО

Previous post Next post
Up