Сегодня необычная тема. Хочу поговорить о своих впечатлениях от оперы. Вернее от постановки оперы Вагнера "Летучий Голландец", выполненной наимоднейшим режиссером Василием Бархатовым. Место для экспериментов выбрано достойное- Михайловский Театр. В зале мест нет.
Вообще, конечно, стоило заподозрить неладное, купив программку. На ней нарисована голая женщина в ванной. Установить связь корабля- призрака и ванной- первый этап головоломки. Пока действо не начинается обычно читаешь либретто- оно классическое. Прежде, чем читать дальше пост рекомендую освежить сюжет в памяти:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%86_(%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0).
Итак, странное сочетание ванны и Вагнера постепенно перестает озадачивать- классический интерьер, классическое либретто, оркестр в яме рассаживается без бубнов волынок- разум успокоен. Всё будет хорошо. Свет гаснет... Занавес!
... Да, это первое слово, которое приходит на ум. На сцене столики, три огромные коробки на ножках. После вступления сцену занимает куча людей. Становится ясно- это кабак. Причем тут капитан? Корабль? Забулдыжного вида мужик поет за Даланда, второй алкоголик за рулевого. Первые пять минут непонятно вообще ничего. Два алкаша в кабаке поют про шторм. Черт знает что. Потом становится понятно. Появляется мужчина в черном. Это Голландец. Он изображен алкоголиком с чемоданом. Чемодан весь в наклейках, что символизирует долгий путь героя. Они пьют. И поют. Голландец достает из чемодана деньги и Даланд предлагает продать ему в рабство свою дочь. Первый акт закончен.
Второй акт должен начаться с женского хора. Девушки ждут моряков и прядут (по сюжету). Вместо этого они сидят на пляже и слушают магнитофоны. Повторюсь, либретто и текст оперы классичесие. Шизофрения? Не буду утомлять читателя дальнейшими фантазиями режиссера, скажу лишь, что финальная сцена гибели Сенты и Голландца происходит в... кабаке. НО! Разница в том, что в первой сцене кабак дешевый, а в последней дорогой. Во время сцены гости кабака дерутся, кидают друг- друга в воду, пляшут на столах.
И, да, чуть не забыл, в трех ящиках, установленных на сцене без перерыва происходит какая- то движуха. Народу на сцене толпа.
О чем это? Бархатов говорит, что хотел проверить сможет ли современный зритель "в своей базовой комплектации почувствовать романтизм, которым наполнена опера". Перевожу- если обмазать бриллиант г...ом- можно ли увидеть бриллиант? Нет. Можно догадаться о его наличии. Мельтешение на сцене мешает слушать музыку, постоянные пляски и кривляния, какие- то зарисовки в коробках, не имеющие никакого отношения к сюжету отвлекают не то, что от романтизма, они отвлекают даже от сна, если кто- то решил уснуть.
Также в своём интервью Бархатов говорит, что показывает, как под влиянием любви меняется мир вокруг героя. Но всё, что меняется- это интерьер кабака. Именно смена уровня питейного заведения и символизирует, по мнению г-на Бархатова изменение мира. Что тут можно сказать? Каков мир, таковы и изменения.
Занавес опускается на сцену, заваленную мусором, тарелками, стульями, столами, бутылками. По ходу действа Голландец раздевается, демонстрируя залу далекое от совершенства тело оперного певца- увы- никак не мифического грозного капитана. Из чемодана с сокровищами извлекаются тряпки, которые восторженно растаскивают окружающие. Что же тряпки тоже сокровище, кому что. Иногда дует ветер и разносит мусор по сцене. Мусора много. Он часть действа.
Возникает вопрос. Зачем? Зачем действо оперы, написанной по сюжету одной из древнейших морских легенд переносить за барную стойку? Зачем из капитанов, персонажей легендарных, мифических, окутанных и сегодня мистическим ореолом, делать забулдыг? Из моряков, борющихся со стихией- пьяных посетителей средненького ресторана. Из мифа мусор. Из легенды балаган. По мнению режиссера- чтобы сквозь это всё зритель почувствовал романтизм. Чтобы смог.
А по моему это просто от безделья. Посредственный, как минимум просто обыкновенный, режиссер куражиться изволит. А посему советую не смывать г...но с бриллиантов на постановках Бархатова, а ходить на классические. Иногда на удачные новые. Других постановщиков.
Что же касается "Летучего Голландца", то после просмотра становится понятно и очевидно, что Вагнер Великий, а бархатов модный. Вряд ли эти балаганы будут ставить долго.
И слава Богу!