Сегодня впервые «в моей практике» на крестинах одной из крестных была католичка, - по словам о. Игоря, которого никак не заподозришь в симпатии к инославным, единственный верующий человек из всех собравшихся там, чтобы крестить или креститься. Схожая ситуация была во Франции, когда в защиту христианских ценностей как идеологической основы
(
Read more... )
С другой стороны, в это время раз уже начинается реакция против всего этого во имя настоящего православия. Преп. Паисий Величковский не приемлет "школьного" духовного образования и ищет настоящее предание. Дальше преп. Серафим, свят. Игнатий Брянчанинов, Алексей Хомяков, оптинские старцы, Достоевский - этих разных людей объединяет, помимо прочего, отталкивание от западной религиозной культуры ради настоящего православия. В 20 в. в эмиграции все это расцвело еще сильнее в движении неопатристического синтееза - В. Лосский, о. Г. Флоровский, о. Н. Афанасьев, о. А. Шмеман, о. И. Мейендорф, Л. Успенский и др. как раз и возрождали святоотеческое предание в церковной мысли и практике.
Насчет "своего" - как сказать. Например, Пушкин - это для нас по-настоящему свое или нет? Можно было бы сказать, что нет, т.к. он воспитан на французской литературе и вообще был глубоко западным человеком по воспитанию. В той или иной степени это можно сказать обо всех известных культурных деятелях России 19 в. Но ведь они развили свое западное воспитание применительно к родной почве. В результате получился "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.
В широком смысле, вся культура идет от каких-то предшественников, в том числе иностранных - это можно сказать и о Вергилии, Данте и Шекспире, но можно ли из-за этого сказать, что у римлян, итальянцев или англичан никогда не было ничего своего?
Reply
>Но ведь они развили свое западное воспитание применительно к родной почве
Это как?
Reply
Западное воспитание - это развитая культура мысли и слова. Родная почва - типичные особенности людей и жизни в нашей стране. Опять-таки, здесь долгий разговор.
Reply
Касательно Достоевского. Ничего особенно православного в фантазии Достоевского о великом инквизиторе нет. По накалу содержащейся в "Легенде" антикатолической эмоции, это скорее что-то протестантское, а не православное по духу.
Ну, а старца Зосиму и придумавшего его Достоевского хорошо еще по свежим следам разъяснил в свое время К.Н.Леонтьев ("Достоеский о русском дворянстве"): "в религиозных представлениях своих Достоевский не всегда строго держался тех общеизвестных катехизических оснований, которыми руководится все восточное духовенство наше, и позволял себе переступать за пределы их, то влагая в уста русских монахов предсказания о повсеместном превращении государств в одну на земле торжествующую Восточную Церковь ("Братья Карамазовы"5), то сам пророчествуя о какой-то непонятной и "окончательной" всеобщей "гармонии" земной жизни под влиянием некой особенной русской или славянской любви!"
5 Статья Леонтьева "Оптинский старец Амвросий" (1891) завершается словами: "Позволю себе напомнить, что многие думают, будто отец Зосима в "Братьях Карамазовых" Достоевского более или менее точно списан с отца Амвросия. Это ошибка. От. Зосима только наружным, физическим видом несколько напоминает от. Амвросия; но ни по общим взглядам своим (наприм., на перерождение государства в Церковь!), ни по методе руководства, ни даже по манере говорить -- мечтательный старец Достоевского на действительного оптинского подвижника не похож. Да и вообще от. Зосима ни на какого из живших прежде и ныне существующих русских старцев не похож. Прежде всего все эти старцы наши вовсе не так слащавы и сентиментальны, как от. Зосима. От. Зосима это воплощение идеалов и требований самого романиста, а не художественное воспроизведение живого образа из православно-русской действительности"
И еще пара полезных цитат из К.Н.Леонтьева о той же "Легенде о великом инквизиторе", и о "старце Зосиме": Константин Леонтьев о Достоевском.
Reply
"Инквизитор" в том числе содержит мысль о том, что внешний авторитет - власти, мысли, чуда, хлеба - от мира сего и чужд христианству. В таком виде эта идея, все же, ближе православию. Все-таки, для протестантов имеется внешний авторитет в виде Писания. Для католиков - церковная иерархия. Для православных тоже есть внешние авторитеты - Писание и Предание, - но они едва ли предполагают такое же отношение к ним, как в аналогичных случаях у инославных.
Ст. Зосима, конечно, отличается от преп. Амвросия. И, наверное, его образ и история не содержит типично православных идей - исихазм и проч. Но, все же, много моментов здесь очень хороши для понимания сути христианства - как он отказался от дуэли, как его брат перед смертью смягчился, как он страданию Мити поклонился, как он благословил Алешу идти к своим родным, наконец, отношение к нему со стороны о. Ферапонта.
Reply
Вы в самом деле полагаете, что болтаться без дела, завалить на дуэли лучшего друга, прошляпить хорошую девушку, а потом подкатывать к ней, когда она уже замужем, чтобы получить от ворот поворот - все это типично для тогдашнего молодого русского дворянина? Конечно, всякие случаи случались, и какая-то часть русских барчуков пыталась, как корова седлом, щеголять байронизмом, но, вообще говоря, сюжет пушкинского "Онегина" в действительности навеян ничем иным, как чтением тогдашних французских и британских авторов (вроде Байрона и Бульвера Литтона): по содержанию "Онегин" - вещь, в сущности, бедная, и в литературу вошел исключительно благодаря своей гениальной форме. И уж никаких "важных героев из народа" в нем точно нет, да и не могло бы быть по самой фабуле.
Reply
Leave a comment