Как и на что развивать Петербург?

May 22, 2019 10:37

image Click to view



Об этом меня спросил корреспондент канала Санкт-Петербург в связи с выступлением Александра Беглова в Законодательном собрании. В частности, мы обсудили следующее:
Насколько осуществима цель получить бюджет в 1 трлн. руб.?
Из бюджета хотят тратить 15% на развитие города. На что их нужно тратить?
Хотят развивать транспорт. Как именно?
Есть планы развивать "Открытый город". Плюсы и минусы такой системы?

По поводу бюджета в 1 трлн., на сегодняшний день консолидированный бюджет Петербурга составляет примерно половину от этой суммы. В любой экономике, будь то экономика семьи, страны или города, бюджет - это некая функция от дохода. В случае регионов их бюджеты представляют собой какую-то долю от ВРП (валового регионального продукта). Например, согласно Росстату и в Москве, и в Петербурге консолидированные бюджеты составляют ок. 12% ВРП.

Как тогда его можно увеличить? Основные пути два - рост региональной экономики или увеличение доли бюджета. Последнее вряд ли. Если в обеих столицах эта доля до сих пор была примерно одинаковой, для этого были достаточно серьезные причины, чтобы можно просто вдруг увеличить эту долю вдвое.

Насчет роста, в последние годы у нас был скорее спад, а в 2018 г. был зафиксирован рост примерно в 2%. Если мы будем и дальше расти такими темпами, а доля бюджета в ВРП будет оставаться прежней, то выйти на целевой показатель можно будет лет через двадцать-тридцать.

Правда, я не исключаю, что планируется какое-нибудь перераспределение юридических адресов крупных компаний, которое приведет к тому, что мы в одночасье вырастем вдвое со всеми вытекающими для бюджета.

По поводу развития нашего города, я бы посмотрел на опыт стран с комфортной жизнью. Как у нас видят развитие? Это строительство дорог, жилья и магазинов. При этом зелени, воздуха и мест для прогулок становится все меньше. В развитых странах нередко наблюдается противоположная тенденция. Вместо строительства дорог и развязок стимулируют граждан пересаживаться на велосипед. Это делается за счет другой работы - создания велодорожек и велопарковок. Количество магазинов в развитых странах не растет, как у нас, а сокращается. Одно из объяснений - развитие интернет-торговли. Помимо этого, люди там больше вовлечены в разделение труда, и после окончания рабочего дня не занимаются другой работой, ходя по магазинам и делая что-то по хозяйству, это за них делают люди другие - за деньги, которые те заработали в свое рабочее время.

Насчет жилых районов, здесь как раз стоит вкладываться в развитие территорий, на которых они строятся. Сегодня люди, покупая квартиру, кроме нее не получают ничего - ни дорог, ни школ, ни зеленых насаждений. Потому что город выделяет под застройку совершенно не развитые территории. Вот чем можно было бы заняться в плане развития. Только это было бы развитие, которым не так легко блеснуть. Ведь речь идет не о центре города, а о спальных районах, где собственно и живут петербуржцы.

Как развивать транспорт? Самая полезная реформа здесь не требует денег. Общественный транспорт нужно сделать конкурентным. Как в такси. Каждый желающий пусть приобретает автобус и встает на маршрут, где удобно. Результат не заставит себя ждать: автобус станет намного доступнее и по цене, и по времени ожидания на остановке.

Проект «Открытый город» предполагает, что граждане будут вносить предложения о том, что где сделать. Это хорошая идея, тем более, что у нас теперь есть интернет, который позволяет легко провести локальный референдум по поводу того, строить ли, например, ТЦ или церковь в парке. Но, как и у любой другой прямой демократии, у этой системы проявятся очевидные минусы. Такая система восприимчива к манипулированию, и, в конечном счете, не граждане будут выносить окончательное решение, а тот, кто определяет «повестку дня» (как это происходит см. здесь).

комфортный город, государственные финансы, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up