"Курьеры оттягивают рабочую силу из производства" - надо ли с этим что-то делать?

Dec 03, 2024 14:44


Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов полагает, что это проблема, потому что «рентабельность этого сегмента непонятна, плюс мы приучили значительную часть потребителей, точнее, не приучили, а отучили от банального навыка просто ходить по магазинам».

И еще важнее: «убыточные сервисы оттягивают из других, в том числе производительных секторов экономики, столь дефицитный ресурс, как трудовые силы».



По этому поводу популярностью как обычно пользуются методы плановой экономики - запретить, сократить, принудительно перераспределить и проч. Но, как часто бывает, лежащие на поверхности идеи и методы ложны и вредны.

Вроде бы, сектор, обещающий хорошее вознаграждение, перетягивает рабочую силу из других, «более нужных» секторов, и, если мы этот сектор уберем, народ пойдет устраиваться на заводы и вырастет производство, более актуальное для жизни и для фронта.

Но в таких рассуждениях не смотрят обычно дальше, чем на один-два хода вперед.

Спрос на доставку со стороны потребителей и готовность его удовлетворять, даже себе в убыток, со стороны бизнеса, означают, что коллективный разум в лице и покупателей, и продавцов, находит это целесообразным.

И причины найти нетрудно. Выигрыш покупателей в том, что они экономят время на хождение по магазинам. Это время - это тот же самый трудовой ресурс, о нехватке которого все говорят. Кто-то, заказывая доставку, экономит время для праздности, а кто-то - для работы. Скажем, курьер не отработал на заводе лишний час, зато квалифицированный специалист благодаря его услуге отдал экономике дополнительный час рабочего времени. Неплохой размен.

С точки зрения бизнеса, который работает «себе в убыток», ну, уж точно не чиновникам брать на себя заботу о его проблемах. Бизнес теряет свои деньги и куда больше государства в них заинтересован, и, если это делает, значит сто раз подумал и счел это выгодным.

А выгода состоит, как минимум, из двух частей. Первое - это в перспективе сокращение издержек на аренду и содержание торговых площадей. Второе - опять же, если смотреть в будущее, доставка может потеснить, если не полностью вытеснить, обычную торговлю, и значит надо действовать на упреждение. Поэтому такая убыточная деятельность - это попросту инвестиция, которая, если их расчет верен, окупится. А если их расчет окажется неверен, то не окупится, и это тоже нормально, т.к. инвестиции, по самой своей сути, это вложения со случайными результатами, польза которых выражается либо в прибыли, либо в уроках на будущее.

В общем, не следует забирать у обывателя инициативу заботиться о своей жизни: у него в этом гораздо больше заинтересованности.

Мой Телеграм-канал

либерализм, российская экономика

Previous post Next post
Up