«Про то, что надо отсекать страсти, не ссориться и вообще воздерживаться от всего плохого, а еда - это второстепенное» - такие рассуждения я годами встречаю от разнообразных православных спикеров, и только сейчас решил дать себе труд порефлексировать, почему меня от этих рассуждений тошнит.
- Воздержание от дурных мыслей, слов и поступков - часть образа жизни христианина, независимо от того, постится он в данный момент или нет. И говорить, что постные предписания не так важны, как быть хорошим человеком - это примерно как сказать: «главное - мускулатура и сила, а упражнения в зале - второстепенное». Как без упражнений не будет силы, так и без поста не будет всего того, к чему призывает Евангелие;
- Надо учитывать, откуда взялась проповедь в духе «главное друг друга не ешьте». Из средних веков, когда постились немногим менее чем все и такие поучения были полезны. Они обращали внимание на то, что постом дело не ограничивается. Однако в наше время, когда постится лишь незначительное меньшинство, это поучение не по адресу. Продолжая спортивную аналогию, возьмем человека, которому не хватает силы воли для того, чтобы начать заниматься спортом. Если он услышит разговоры о второстепенности физических упражнений сравнительно с более далекими целями, это его только расхолодит. Упражнения второстепенны, значит и не стоит напрягаться. Соответственно, и всего остального, не второстепенного, в его жизни тоже не будет;
- Так же и с постом. Если сказать людям, которые никогда ни от чего не воздерживались, что воздержание от еды неважно, - это они переведут как «пусть в моей жизни все остается как есть». В наше время все до отказа наполнено популизмом, не исключая и христианскую проповедь, которая льстит слуху равнодушной толпы;
- А какой, на мой взгляд, должна быть христианская проповедь о посте? Сказать надо, что воздержание от пищи - это один из необходимых элементов христианской жизни. Хотя сам по себе он ничего не гарантирует, можно гарантировать, что без него точно ничего не будет. Отбросить этот благостный спиритуализм, мол, главное духовность и как раз сосредоточиться на теле, еде и конкретной практике воздержания. Для абсолютного большинства это будет огромным достижением. Я в церкви уже почти тридцать лет, но не знаю никого, кто бы достиг хотя бы этого уровня;
- При этом, пост как часть аскезы - это то, без чего невозможно никакое доброе дело. Потому что любое дело требует отказа от сиюминутных маленьких желаний ради больших и долгосрочных. Практика поста как раз все это и развивает. Отказ от маленького себя - в этом наше все, если хочешь чего-то добиться. Это верно и за церковной оградой.
Мой Телеграм-канал