Такими словами Достоевский формулирует основное практическое следствие из формировавшейся в его время новой религии униженных и оскорбленных. И правда, если ты беден, что тебе еще остается делать?
Его прозрение выразилось и в том, что устами своего героя он счел это случаем общим. И случай этот имел продолжение, принеся сегодня обильные плоды.
«... защитник, заявляя такую странную мысль, был в полнейшем убеждении, что он говорит самую либеральную, самую гуманную и прогрессивную вещь, какую только можно сказать в наше время. Ну, так как по-вашему будет: это извращение понятий и убеждений, эта возможность такого кривого и замечательного взгляда на дело, есть ли это случай частный, или общий?»
Либеральность здесь в том, что в качестве священной коровы здесь выступают потребности и желания человека. Они есть - значит должны быть удовлетворены, а, если при этом будет ущемлен кто-то другой, виноват в этом не тот, кто их ущемил ради своей потребности, а виновата среда.
Вообще, сам человек не несет ответственности за свои мысли и действия, как младенец в люльке. И так же, как к младенцу, если он заплакал, все должны бежать к нему, чтобы восстановить ему комфортность существования.
Если ты беден, это не потому что ты ничем не занят или занят не тем, а потому что все разворовали, все хлебные места заняты и вообще куда после 25 лет устроишься?
Если ты одинок, в этом виновато общество, не готовое аплодировать твоей ориентации, гендеру, бодипозитиву или еще каким-нибудь тараканам в твоей голове.
А может, ты не согласен с тем, что тебя вызволили на свет божий, не спросив предварительно твоего согласия. Это косяк твоих родителей, грубо нарушивших твои границы, и, чтобы возместить тебе ущерб, общество должно по первому твоему требованию «родить тебя обратно».
Но прогресс есть. Развитые общества, отбросив сначала старые нравственные нормы, перешло затем к естественным наукам, вроде физиологии. Теперь истина о том, что есть мальчики и девочки, а у последних есть мамы и папы объявляются ересью. В стороне от этого переформатирования систем знаний и жизни не осталась даже математика, и, если кому-то она не дается, тем хуже для нее.
В общем, «не мы такие, жизнь такая», и эту «жизнь», касается ли это устройства общества, человеческого тела или природы, теперь перекраивают так и сяк, потому что это же совершенно «естественно должно прийти в голову», когда чего-то не хватает.
Мой Телеграм-канал