То, что к этому шло, было видно не только по ситуации на фронте и комментариям экспертов. На это указывал и рынок труда, где предлагаемое вознаграждение за контрактную службу постепенно росло, о чем сужу по объявлениям в наших парадных о наборе в батальоны для прохождения подготовки в Ленинградской области.
Тебе нужны люди - ты предлагаешь хорошую зарплату - получаешь всех, кого она устраивает - если этого недостаточно, повышаешь - дополнительный набор.
Такова логическая последовательность, которую предполагает функция предложения труда. Напомню, что функция предложения труда - это связь между зарплатой и количеством людей, которые будут согласны за нее работать. Связь по понятным причинам положительная, как на рисунке ниже:
В силу действия этого простого механизма, чем выше "денежное довольствие", тем больше солдат.
Если имеющихся солдат по-прежнему не хватает, то принять решение в пользу/против мобилизации можно на основании простого расчета. Полученные в ходе формирования добровольческих частей данные позволяют оценить функцию предложения. Т.е. эмпирическим путем вычислить, сколько народу ты получишь при той или иной зарплате.
В большинстве отраслей эмпирические функции предложения выпуклые, т.е., если ты хочешь вдвое больше людей, то зарплату тебе нужно поднять втрое, вчетверо и т.д.
Легко подсчитать, что, если для увеличения армии вдвое зарплату надо повысить втрое, общие расходы на нее увеличатся в шесть раз. На основе этой оценки можно прикинуть, потянешь ли ты такие расходы. Если да, соответственно повышаешь зарплату. Если нет - два варианта: либо пытаться воевать имеющимися силами, либо отказываться от рыночных принципов. В последнем случае на раз установленную зарплату ты уже не приглашаешь, а "призываешь". В этом случае увеличение армии вдвое и расходы увеличит лишь вдвое, а не в шесть или больше раз.
Принуждение всегда неприятно для обеих сторон процесса - и в плане их отношений, и в плане эффективности. Но в условиях войны редко какому государству удается этого избежать в силу действия описанного выше механизма. Если одним лишь длинным рублем пытаться вовлечь большое количество народу в рискованное предприятие, никакой бюджет не выдержит.
Мой Телеграм-канал