В фильме "С меня хватит" наглядно демонстрируются основные инсайты по теме.
Небольшая пошаговая инструкция для тех кто принимает решение о том, где, когда и как нас осчастливить обновленной дорогой:
1. Надо выбрать такое место, чтобы народ, как и в фильме, ломал голову над тем, "что не так с улицей". Для этого, напр., можно выбрать дорогу со вполне еще целым и добротным асфальтным покрытием, чтобы срезать его для последующей укладки нового асфальта;
2. Это должно быть не только место, которые не нуждается в ремонте, оно еще должно быть и предельно загруженным и трудно-заменимым с помощью альтернативных маршрутов;
3. Теперь надо подумать о выборе подходящего времени. Скажем, загородная дорога больше всего используется летом, в выходные дни и при жаркой погоде. Значит, это время идеально подойдет для ее ремонта.
Напр., выбираем Новоприозерское шоссе, сверяемся с прогнозом погоды и всей своей ремонтной мощью обрушиваемся на нее в пятницу вечером и в субботу утром. На прошлых выходных как раз все точно рассчитали, так что путь, занимающий полтора часа, стал занимать 5-7 часов. (Если, по примеру большинства, не пользоваться хитрой объездной дорогой, спасающей, впрочем, лишь отчасти.);
4. Ну, и при выборе технологии следует руководствоваться получаемой производительностью, чтобы дело шло неспешно, как в старые добрые времена. Пусть рабочие из Средней Азии вальяжно ходят взад-вперед с лопатами.
Некоторые возразят, мол, летом все лучше сохнет и народ отнесется с пониманием. Однако следовало бы взвесить на весах производственные издержки строителя дороги и общественные издержки, связанные со стоянием в пробке. Полагаю, что последние вообще не принимаются во внимание ни чиновником, ни строителем - ведь для них это чужие издержки.
На этот счет в экономической теории есть понятие отрицательных внешних эффектов - это та часть издержек твоей деятельности, которую ты перекладываешь на других. Ты работаешь перфоратором - соседи наслаждаются естественным industrial'ом, ты закурил - другим тоже приходится или, как в нашем примере, ты строишь дорогу - дачники тратят лишние время и бензин.
Теория предсказывает, что, если бы деятель сам нес всю полноту издержек своей деятельности, ее целесообразный объем был бы меньше. Вот, скажем, планируешь ты ремонт дороги и понимаешь, что оплатить нужно не только технику, сырье и работу, но и неудобства водителей. При этих дополнительных учитываемых затратах ремонтный пыл был бы ниже.
Кстати, это не только наша проблема. Теория предсказывает, что люди, помещенные в одни и те же условия, будут в среднем действовать одинаково. Если ты можешь переложить часть своих издержек на других, ты будешь делать больше, но всем от этого будет хуже.
В фильме это демонстрируется на американском примере, и, по моему личному опыту, за тридцать лет в Америке мало что изменилось, так что по обе стороны океана один и тот же экономический закон производит одно и то же следствие.