Jun 17, 2024 18:28
Интересный сборник "Белый яд. Русская наркотическая проза первой трети ХХ века" (Б. м.: Salamandra P.V.V., 2017). Помимо широко известных "Романа с кокаином" Марка Агеева и "Морфия" Михаила Булгакова, в книге целая россыпь жемчужин. В рассказе Гумилева нюхают эфир, зять Эренбурга Борис Лапин описывает опиумные курильни на Памире, эмигрантский фельетонист Петр Пильский вспоминает харьковский богемно-наркотический кружок ("именно Харьков мог похвалиться и гордиться своей интеллигенцией, именно Харьков насчитывал в ней наибольший процент кокаинистов").
И далее у Пильского: "кокаинисты напоминают только гомосексуалистов. И те, и другие составляют как бы секту, собрание потаенно влюбленных...легко и быстро сходясь, и замыкаются в ограде своей страсти, наглухо занавешиваясь от всякого постороннего взгляда. И у кокаинистов, и у гомосексуалистов мир делится на две неравные части: мы и они, свои и чужие."
Кроме того, в приложении есть научно-публицистические опыты - психолог Николай Ланге под наблюдением принимает гашиш, этнограф Миклуха-Маклай делится опытом визита в гонконгский опиумный клуб, а психиатр Леонид Прозоров живописует эпидемию кокаинизма, бич мегаполисов.
кокаин,
литература,
чтение