Айн Рэнд в ЖЗЛ

Nov 17, 2020 16:26

На досуге прочитал вышедшую в серии ЖЗЛ биографию Айн Рэнд историков Л.Никифоровой и М.Кизилова. Книга занимательна тем, что биографы сосредоточились не на американском этапе жизни писательницы, который в целом хорошо известен, а на годах, которых она провела в России еще под именем Алисы Розенбаум. Хотя иногда авторы чересчур увлекаются знакомым им материалом (они крымчане) - так, например описание евпаторийской гимназии, в которой Рэнд училась в годы гражданской войны, занимает, на мой взгляд, неоправданно много места. ЖЗЛ, скажем так, консервативная серия и без ремарок вроде «либерально-презрительное отношение Айн Рэнд к своей стране и её культурному наследию» не обошлось. Но в целом книга мне понравилась, авторы достаточно объективны и доброжелательны к своей героине.
Из интересного: узнал, что у Айн Рэнд до отъезда в США в 1926 вышло две книги (точнее, брошюры) на русском языке, обе были посвящены американскому кинематографу: биография звезды немого кино Полы Негри и «Голливуд - американский кино-город», причем вторая (и единственная) вышла под ее настоящим именем. Книга о Голливуде была такой хвалебной по отношении к «буржуазной фабрике грез», что издательство вынуждено было снабдить ее погромным партийным предисловием (вообще, изданы такие книги могли быть только из-за того, что на дворе стоял НЭП с его относительной свободой неполитического книгоиздания). Причем, почерпнув информацию о Голливуде из зарубежных журналов, она писала так будто сама побывала там 😊 Хотя в итоге это и стало самосбывающимся пророчеством.
Интересна также судьба семьи Розенбаумов, которые после отъезда Алисы в Америку, осталась в Советской России. До революции ее отец был преуспевающим владельцем аптеки на Невском в Петербурге, после 1917 ее, конечно, национализировали, и он перебивался заработками в системе советского здравоохранения. Мать работала преподавателем и переводчиком художественной литературы (в частности, перевела «Американскую трагедию» Драйзера и «Морского ястреба» Сабатини), и вполне приняла советскую власть. Алиса состояла с ними в переписке до 1937, отправляла посылки из Америки, характерный эпизод - она послала сестрам два комплекта пижам, которые по советским меркам были такими шикарными, что сестры ходили в них на вечеринки. Рэнд пыталась и вытащить родных из СССР, но выезд им не был разрешен. Родители Рэнд умерли в начале 2-й мировой войны, отец в 1939, мать в 1941, сестра Наталья погибла в блокадном Лениграде в 1942, во время авианалета.
Вторая сестра Элеонора была эвакуирована из Ленинграда, вернулась уже после войны, возобновить связь с американской сестрой она не рискнула (да и не знала ничего о ее новой жизни), и Рэнд была убеждена, что вся ее родня погибла в годы войны. Уже во время «разрядки» в журнале «Америка», издававшемся Госдепом для СССР, Элеонора обнаружила портрет сестры и узнала, что она стала известной писательницей. Через редакцию журнала она связалась с Алисой, которая немедленно стала добиваться ее выезда в Америку. Элеоноре с мужем разрешили визит (намекнув, что они могут не возвращаться). Однако встреча сестер вышла неудачной, Элеонора была запуганным советским человеком, боявшимся своих и американских спецслужб, что временами трансформировалось у нее в совковый снобизм, и с Алисой, ставшей певцом американского капитализма, общий язык не нашла. Вдобавок Элеоноре не понравились книги Айн Рэнд и ее идеи, впоследствии она язвительно говорила, что хотя Алиса отвергает альтруизм, хименно альтруизм ее семьи позволил ей собрать деньги и уехать в Америку.  Окончательно они рассорились из-за Солженицына - Элеонора стала восторгать его творчеством, чем привела сестру в бешенство (как раз вышло «Письмо вождям Советского Союза», в котором Солженицын призывал советскую власть брать на вооружение православие и народность). В итоге Элеонора вернулась домой, она пережила сестру, скончавшуюся от рака легких в 1982. После крушения СССР Элеонора вернулась к иудаизму, дала серию интервью для исследователей из Института Айн Рэнд и умерла в 1999 в возрасте 88 лет.

культ личностей, евреи, история, чтение

Previous post Next post
Up