Сумасшедший министр

Nov 15, 2017 16:39

Революция всегда выбрасывает на поверхность людей одержимых разными маниями, психически нездоровых и экзальтированных. В мирное время они незаметны, или пользуются репутацией городских сумасшедших, в минуты социального разлома, их экстравагантность неожиданно для окружающих становится востребованной, правда, не на долго. Ярким примером служит судьба доктора Франца Липпа, министра иностранных дел кратковременной Баварской советской республики 1919.
Об этом деятеле известно мало, но достаточно, чтобы описать его портрет. Франц Липп родился 9 февраля 1855 в Карлсруэ, столице великого герцогства Баден, на западе Германии, недалеко от франко-германской границы. После изучения права и философии в Геттингенском университете с дипломом доктора права, он работает скромным помощником библиотекаря.
На политической арене он появляется в 1880, когда становится журналистом, а затем и редактором в газете «Штутгартер Беобахтер», которая является органом Фолькспартей - Народной партии. Фолькспартей была самой левой из немецких либеральных групп и сотрудничала с социалистами в рейхстаге, ее сторонники находились в оппозиции к централизаторскому курсу Бисмарка, отстаивая самостоятельность южнонемецких католических государств. Липп выдвигается в ведущие партийные публицисты, женится на дочери одного из лидеров партии, вюртембергского либерала Карла Майера. В 1888 Липп становится редактором оппозиционной газеты «Хайльброннер Цайтунг». У него большие политические амбиции, тон газеты становится более агрессивным и наступательным. Уже в следующем году Липп выдвигает кандидатуру в вюртембергский земельный парламент, но проигрывает консерватору Готтлибу Вагнеру. Газета Липпа непрерывно конфликтовала с местными власть предержащими, прежде всего с мэром Гальбронна Паулем Гегельмайером. В 1889 Липпа арестовали по делу «об оскорблении величества», но он был оправдан по суду. Из-за преследований Липпу пришлось покинуть Германию, он уехал в Швейцарию, а затем в Италию, где стал сотрудником известной миланской газеты «Коррьере де ла Сера».
Французский журналист Амбруаз Гот, автор книги о  Баварской революции и ее лидерах, сообщал, что в это же время Франц Липп становится платным агентом немецкой разведки. Ему якобы удалось выкрасть секретные карты итальянского Генштаба, втеревшись в доверие к одному профессору географии из Падуи. Гот пишет, что впоследствии сам Липп похвалялся своими шпионскими подвигами, а князь Бюлов был очень удивлен, когда узнал, что его бывший секретный сотрудник стал революционером.
Непонятно, насколько Липп мог быть эффектным шпионом, так как в 1906 он впервые попадает в психиатрическую лечебницу, где ему ставят диагноз «мания величия». В 1908 он вторично становится пациентом психиатров, после неудачной попытки самоубийства.
В 1915 Франц Липп уезжает из Италии, вступившей в мировую войну на стороне Антанты, в нейтральную Швейцарию. Тот же Амбруаз Гот пишет, что там Липп внедрился в круги радикальных социалистов и будто бы даже участвовал в знаменитой Циммервальдской конференции. Французский журналист пишет, что «доктор Липп был миниатюрной копией Парвуса», намекая, что тот играл роль агента влияния немецкого влияния в среде русских революционеров, в частности, ведя переговоры с Карлом Радеком. Швейцария того времени была питательным бульоном для радикалов и авантюристов всех мастей, однако современный историк Рихард Шеппард считает слухи о швейцарской деятельности Липпа преувеличенными антигерманской пропагандой, во всяком случае, ни в одном перечне участников Циммервальдской конференции его имя не встречается.
Весной 1917 Липп возвращается в Германию, в Штуттгарт, где начинает вести пораженческую агитацию, он был помещен до конца войны под т.н. «защитный арест» - существовавшая в Германии форма внесудебного помещения под стражу лиц, подозреваемых в политической нелояльности.
Освобожденный Ноябрьской революцией доктор Липп примыкает к независимым социал-демократам и оказывается в Мюнхене, где местный вождь независимцев Курт Эйснер провозглашает Баварскую республику. В феврале 1919 Эйснер был убит монархистом Арко-Валлей, и в Баварии наступает кризис власти. Левые радикалы, вдохновляемые опытом российских большевиков и приходом коммунистов к власти в Венгрии, в ночь с 6 на 7 апреля 1919 провозглашают Баварскую советскую республику. На заседании Центрального совета рабочих и солдатских депутатов избирается правительство, названное по российскому образцу Советом народных комиссаров. Революционная волна выбрасывает на верх уже совсем случайных людей. Одним из них становится Франц Липп, который занял кресло наркома по иностранным делам. Глава первого советского правительства, будущий драматург Эрнст Толлер с недовольством описывает своего коллегу: «Доктор Липп, человек совершенно неясных компетенций, был предложен на пост наркома иностранных дел. Все его лицо было заросшим бородой, он был одет в сюртук; обе эти приметы показались мне исчерпывающей его характеристикой. Рабочий которого я спросил о том, что представляет собою доктор Липп, ответил, что он личный друг Папы Римского».
Оказавшись на высоком посту, Липп окончательно приходит в психическую нестабильность. Он шлет по все концы телеграммы эксцентричного содержания. Например, в одной из телеграмм, адресованной Ленину (или Римскому Папе Бенедикту, как пишет в мемуарах Толлер), он доверительно сообщал: «Подлый Хоффман (бывший глава баварского правительства) трусливо сбежал в Бамберг прихватив ключи от моего министерского туалета». В другой телеграмме, адресованной коллеге, министру транспорта он проникновенно пишет: «Дорогой коллега, я объявил войну Вюртембергу и Швейцарии (так!), потому что эти собаки не захотели передать нам 65 запрошенных локомотивов. Мы уверены в победе. Кроме того, я испрошу у Папы его благословения». Также он безуспешно пытается дозвониться по прямому проводу к французскому премьеру Клемансо, чтобы начать с ним переговоры о сепаратном мире для Баварии. (В то же время историк Гельмут Нойбауэр отмечает, что за время своего краткого пребывания на посту Липп успевает сделать одно доброе дело - выпустив из-под стражи русских военнопленных).
Липпа решено было отправить в отставку. Как это произошло с иронией описывает Толлер.

«Это вы отправили эту депешу?», - спросил я.
Липп осторожно взял в руки телеграмму, перечитал ее, и подтвердил, что она написана его рукой.
«Вы должны уйти в отставку. Мы уже подготовили текст вашего заявления, было бы здорово, если бы вы его подписали». Липп подскочил со стула, взметнув фалдами сюртука, выхватил расческу и привычными жестами стал расчесывать свою бороду в стиле Генриха IV, затем спрятав расческу, он взял ручку, и склонившись над столом, с досадой пробормотал: «Я делаю это только ради республики». Подписал и ушел.
Однако в тот же день он заявился в министерство, принес машинисткам цветы и собирался надиктовывать новые телеграммы. Его вежливо, но настойчиво выпроводили».

Карьера революционного министра была закончена, впрочем и остальное правительство Толлера вскоре было смещено коммунистами, продержавшись всего неделю. Во время попытки того самого главы законного правительства Баварии Хоффмана, якобы укравшего ключи от министерского туалета, вернуть контроль над Мюнхеном 13 апреля 1919 (т.н. «путч вербного воскресенья»), Липп был захвачен в плен противниками Советов. После разгрома Баварской коммуны правительственными войсками в мае 1919, Липп был отправлен в тюрьму Эбрах, но вскоре переведен в психиатрическую лечебницу в Эрлангене. В июне 1920 он был выслан из Баварии и поселился в Ульме.
Дальнейшая судьба безумного министра практически не известна. Известно, что после прихода Гитлера к власти Липп вновь объявляется в Италии и пишет сатирическое открытое письмо Гитлеру, однако достоверность того, что автор текста и знаменитый нарком одно лицо, находится под сомнением. Умер Франц Липп во Флоренции в 1937. 

история, фрики, из личного архива

Previous post Next post
Up