Оригинал взят у
rozhko в
Прохоров - жадный олигарх, прихвативший лакомые кусочки России (компромат на Прохорова) Миша Прохоров родился в приличной московской семье. Мама заведовала кафедрой, отец - лабораторией. Учился в престижной английской школе и легко поступил в Московский финансовый институт (сейчас академия) на самое престижное отделение - международное. Закончил институт на пятерки, потом пошел в армию и вернулся с партбилетом КПСС. В 28 лет стал миллиардером. А теперь рвется в президенты. Попробуем разобраться кто он такой...
Активы и состояние Михаила Прохорова
По состоянию на декабрь 2010 года Михаил Прохоров контролировал следующие активы: крупные пакеты акций в сырьевых компаниях «Российский алюминий», «Полюс Золото», «Интергео», энергетической компании «Квадра», страховую компанию «Согласие», крупный пакет в инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» и др. Также предпринимателю принадлежат такие медиаактивы как издательская группа «Живи!» (выпускает журнал «Сноб») и медиагруппа «РБК». Также Прохоров вкладывает деньги в ряд инновационных проектов, среди которых строительство (совместно с «Роснано») завода «Оптоган» по выпуску светодиодных ламп, проект по выпуску гибридного Ё-мобиля и др.[38]. В 2010 году Михаил Прохоров приобрёл 80 % американской баскетбольной команды «Нью-Джерси Нетс»[39]. В сентябре того же года он приобрел 96-метровую мегаяхту «Palladium», построенную на гамбургской верфи Blohm & Voss[40].
По итогам 2009 года предприниматель занял первую строчку в списке российских миллиардеров журнала «Forbes» с капиталом в $9,5 млрд. В мае 2008 года «Forbes» оценил состояние Прохорова в $22,6 млрд. В майском номере «Forbes» за 2009 год состояние Прохорова оценено уже в $9,5 млрд. Таким образом, в результате кризиса Прохоров потерял за год $13,1 млрд. По состоянию на 2010 год по версии «Forbes» состояние Прохорова оценивалось в $13,4 млрд, в 2011 - $18 млрд.
(по данным
http://wikipedia.org)
Откуда же у Прохорова миллиарды? Как он стал долларовым миллиардером?
Начало карьеры Прохорова - создание ОНЭКСИМ-банка
Прохоров начал карьеру в престижном государственном банке, который ведал экспортно-импортными операциями государства - Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС). Через время дорос до начальника серьезного отдела. В своем новом кабинете молодой банкир и встретил Владимира Потанина, который и станет партнером по бизнесу.
В помощь МБЭС была создана Международная финансовая компания - ее возглавил Прохоров, в которую перетащил солидную часть крупных клиентов. А на месте ослабленного МБЭС появился ОНЭКСИМ-банк, контрольный пакет которого позже выкупили потанинский «Интеррос» и прохоровская МФК. Возглавил ОНЭКСИМ Прохоров. Было ему тогда 28 лет. Сделка получилась очень выгодной: ОНЭКСИМ забрал клиентов и прибыль, а долги оставил государству. В последующем частный банк продолжил внешнеторговые госоперации, которые шли по привычке через ОНЭКСИМ.
Прохоров выкупил Норникель по дешевке
5 августа 1995 года состоялся коммерческий конкурс, на котором государственный пакет акций РАО «Норильский никель» был приобретен ЗАО «Свифт», представлявшим интересы группы ОНЭКСИМ Банка.
По странным обстоятельствам кандидат, предложивший сумму 355 миллионов долларов, был снят с торгов, в итоге комбинат получил «Интеррос» за 170 миллионов долларов (сумма, равная прибыли предприятия за несколько месяцев). Кстати, сейчас предприятие дает более 3 млрд долларов чистой прибыли в год и оценивается в 19 миллиардов.
Прибыльный государственный горно-металлургический комбинат «Норильский никель», который добывал 35 процентов мировых разведанных запасов никеля, 10 процентов меди, 14 процентов кобальта, 55 процентов палладия, 20 процентов платины, а также серебра и угля понемногу, достался «по дешевке» Прохорову.
О том как это было: В 1995 году Владимир Потанин от лица консорциума крупных российских банков предложил на рассмотрение правительства концепцию «залоговой приватизации». Затем последовали указ президента Бориса Ельцина «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности», безуспешные попытки руководства комбината добиться исключения из перечня подпадающих под этот указ предприятий и, наконец, залоговый аукцион. ОНЭКСИМ получил 51% голосующих акций РАО «Норильский никель» в обмен на кредит в $170,1 млн.
13 апреля 1996 года Черномырдин подписал приказ об освобождении Филатова от занимаемой должности. В августе 1997-го структура ОНЭКСИМа выкупила весь находившийся в залоге у банка пакет за $270 млн, обязавшись также выполнить ряд инвестиционных условий на сумму более $300 млн. Со временем - за счет дополнительных эмиссий и скупки акций - Потанин и Прохоров поставили под контроль 62% его акций (правда, в прошлом году небольшую часть акций продали).
Бывший гендиректор Филатов по-прежнему считает продажу «Норникеля» ошибкой и не верит, что она когда-нибудь будет исправлена. «В то время не нашлось в руководстве государства человека, который мог понять, что, получив $270 млн долларов один раз, он каждый год наносит ущерб государству в миллиард долларов»,- сетует он.
Сумма, за которую потанинско-прохоровская структура приобрела «Норникель», стала знаменитой. А сама покупка стала классикой 1990-х. Так предприниматели становились олигархами и навсегда прописывались в десятке богатейших людей страны.
По той же схеме залоговых аукционов в «колоде» «Норникеля» появились «Сиданко», пара крупнейших пароходств страны и «Связьинвест». Даже такие конкуренты, как Гусинский и Березовский, ничего не могли противопоставить Потанину и Прохорову, кроме газетных статей и телевизионных репортажей в подконтрольных СМИ.
Прохоров обманным путем приобрел «Полюс Золото»
В 2002 году Михаил Прохоров стал владельцем крупнейшей в России золотодобывающей компании - ОАО «Полюс Золото», которую он, по его словам, создал «с нуля». Акции этой компании торгуются на Лондонской бирже, а ее стоимость, составляет примерно тринадцать миллиардов долларов.
В действительности Михаил Прохоров вообще не принимал участия, тем более «с нуля», в создании крупнейшей золотодобывающей компании. ОАО "Полюс Золото" было создано на базе красноярского ЗАО "Полюс", которое, в свою очередь, было создано в 1993 году на базе артели старателей "Полюс", созданной в 1970-х годах.
В 2002 году президента ЗАО "Полюс" Хазрета Совмена команда Прохорова "вынудила" им продать компанию по значительно заниженной цене, за 226 миллионов долларов, и это при чистом доходе компании в 300 миллионов долларов в год. Позже, в 2006 году "Ренессанс" оценил компанию "Полюс" в 3,8 миллиарда долларов, а сейчас стоимость компании превышает 13 миллиардов долларов. За десять лет компания подорожала более чем в 57 раз.
Хазрет Совмен утверждает, что его заставили продать свое детище за сумму, которая, по его словам, была на два порядка меньше реальной стоимости: «Реально она стоила в тот момент более четырех миллиардов долларов. Такую сумму я мог бы получить, выйдя на аукцион.… Фактически это был скрытый захват предприятия».
Взамен на это Совмену было обещано 50% будущего холдинга «Полюс Золото», Прохоров подтвердил решение о создании холдинга и передаче половины его акций. «Нам необходим ваш опыт в создании крупномасштабных золотодобывающих производств», - убеждали Совмена люди из близкого окружения Прохорова.
По мнению Хазрета Совмена, все эти заявления остались пустыми словами, а вся эта история с созданием холдинга и передачей акций оказалась по сути обыкновенной «разводкой». ««Полюс» взяли почти бесплатно, а Михаил Прохоров своих обязательств выполнять не спешит», - утверждает Хазрет Совмен.
Он много лет писал и звонил олигарху, но ответа так и не получил. При этом Совмен долго не хотел доводить дело до суда. А теперь говорит: «Я планирую обратиться в суд - справедливость должна быть восстановлена. Считаю, что Прохоров получил компанию нечестно».
Больше всего Хазрета Совмена поражают нынешние претензии Прохорова на президентство и его рассказы о своем успешном бизнес-опыте: «Все эти слова про строительство компании «с нуля», современное управление, прозрачность, спасение умирающих предприятий - не более чем сказки для тех, кто не знает реальных фактов. Золотая империя Прохорова создана нечистоплотными методами».
Прохоров и махинации с «Лензолото»
В «золотой» биографии Михаила Прохорова немало и других спорных эпизодов. Достаточно вспомнить нашумевшую историю пятилетней давности, связанную с золотодобывающей компанией ОАО «Лензолото», подконтрольной «Полюсу». В какой-то момент миноритарные акционеры «Лензолота» неожиданно для себя обнаружили, что запасы компании резко сократились с 200 до 65 т, а капитализация упала с 560 млн до 32 млн долларов. Заглянули в годовой отчет за 2006 год и прочитали о том, что в результате внутрикорпоративных изменений в составе активов ОАО «Лензолото» «остались только денежные средства, дебиторская задолженность и акции дочерней компании -ЗАО «ЗДК «Лензолото». Команда Михаила Прохорова фактически перевела акции «Лензолота», а вместе с ними и значительную часть инфраструктуры золоторудного месторождения Сухой Лог в Иркутской области, крупнейшего в России, на одну из «дочек» «Норильского никеля».
Прохоров и вывод активов из «Рудника Матросова»
В начале 2008 года в Великобритании было инициировано расследование сделки по приобретению ОАО «Рудник имени Матросова». Миноритарные акционеры «Полюс Золота» считают «Рудник Матросова» одним из самых ценных активов предприятия: запасы Наталкинского месторождения, к которому относится рудник, составляют 79% всего золотого портфеля компании.
В феврале 2008 года рудник передал 100% акций своего подразделения «Магаданское геологоразведочное предприятие» зарегистрированной за два месяца до этого на Британских Виргинских островах компании Polyus Exploration Ltd в обмен на выпущенные 5,7 млн акций. Предприятие владело лицензиями на проведение поисковых и разведывательных работ. Увести актив помогла сложная схема взаимоотношений компаний Прохорова: ведь ОАО «Полюс Золото» и ЗАО «Полюс Золото» - это «две большие разницы». Polyus Exploration Ltd стала 100% «дочкой» именно ЗАО «Полюс Золото». А устав и кодекс корпоративного управления ЗАО «Полюс Золото» позволяет его главе распоряжаться активами, даже не ставя в известность совет директоров материнской компании, что, видимо, и было сделано.
В итоге «матросовская сделка» вызвала скандал внутри самого «Полюса». Схемы увода активов «Полюс Золота» Прохоровым были подробно описаны в жалобе «Интерроса» - холдинга, принадлежащего второму на тот момент крупнейшему после Прохорова акционеру «Полюс Золота» Владимиру Потанину, подготовленной для подачи в британский надзорный орган FSA. Потанин тогда заявил, что Прохоров хочет забрать самые ценные «золотые» активы, а другим акционерам оставить «пустой мешок».
Прохоров и сокращения рабочих на Норникеле
«У бизнеса нет оправдания, почему он неэффективен»- эту фразу Михаил Прохоров любит повторять.
Вскоре после приобретения комбината «Норникель» начались масштабные увольнения: из 120 000 работников на комбинате осталось лишь около 55 000. Кого-то сокращали, кого-то выводили из штата целыми подразделениями. Процесс шел болезненно: были и угрозы забастовок, и волнения, и многомесячный конфликт с профсоюзами.
Более 65 тысяч работников комбината в одночасье лишились работы и средств к существованию (другой работы в Норильске нет)…
В Норильске Михаила прохорова называют «ПрохЕровым»
За жесткость, непоколебимость, холодный расчет и ледяной взгляд норильчане зовут Прохорова «ПрохЕровым» (за прохеренное счастье работников «Норникеля»).
Клеймят его за жадность, Прохоров редко повышает зарплаты рабочим на «Норникеле».
- «Лучше бы он был маленький и страшненький, но платил бы больше!» - ворчат рабочие. Прохоров на эти претензии отвечает, что зарплату привяжет к производительности труда.
- «Мы никак не поймем: если наша производительность труда не повысилась, почему же состояние нашего гендиректора выросло на несколько миллиардов долларов?» - передает мнение рабочих депутат горсовета Норильска Виталий Толстов.
- Проезд в транспорте подорожал с 6 до 20 рублей, квартплата выросла, а зарплата осталась, какой была, - возражает Виталий Толстов.
- А что - по двадцатке с носа, глядишь, наберет на поездку в Куршевель, - злятся рабочие в норильских автобусах. Но не особо громко - на «Норникеле» волнами идут сокращения, реструктуризации и другие процессы. Можно накликать на себя беду.
Прохоров и введение 60-ти часовой рабочей недели
В последнее время имя Михаила Прохорова часто мелькает в прессе в связи с его резонансным предложением внести поправки в Трудовой кодекс РФ, которые, в частности, вводят в стране 60-ти часовую рабочую неделю. По мнению бизнесмена, пересмотр ТК должен быть проведен с целью не улучшения положения работодателей или работников, а формирования такой среды, которая «бы создала наилучшие условия для развития в стране». Среди аргументов в пользу нового ТК Прохоров приводит тот факт, что нынешнее трудовое законодательство копирует советский КЗоТ, который разрабатывался и принимался около 40 лет назад и уже не выполняет своих функций. По мнению миллиардера, нормы нынешнего трудового законодательства просто «мешают нормально развиваться постиндустриальному обществу». «Основная функция ТК - быть своеобразным социальным лифтом для стимулирования и мотивирования лучших работников»,- считает бизнесмен.
Эти предложение олигарха, который является главой Российского союза промышленников и предпринимателей, встретили яростный отпор в обществе. Многие эксперты, представители профсоюзов, политики, равно как и сами работники, сошлись во мнении, что предложение Прохорова по увеличению рабочей недели призваны закабалить сотрудников. В свою очередь их оппоненты утверждали, что поправки помогут регламентировать сверхурочный труд.
Впрочем, конец всем спорам положили главные лица государства - президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин. Оба выступили против инициативы миллиардера. В частности в апреле этого года Путин сообщил, что «всегда был и будет против увеличения продолжительности рабочей недели, применения других совершенно необоснованных методов извлечения прибыли в ходе текущей работы, либо в ходе модернизации экономики». «Переход на более длительную рабочую неделю в условиях России просто невозможен», - заявил в свою очередь президент России Медведев.
Напомним, в настоящее время Трудовой кодекс ограничивает рабочую неделю 40 часами по основному месту работы. Кроме того, еще 20 часов в неделю работник может отработать по совместительству на другой должности.
А вот так сейчас выглядит прохоровский Норильск:
Фото предоставил
pomerantsev_a