Подводные камни «Закона о цензуре в интернете»: что думают Интернет эксперты?

Jul 24, 2012 13:48


Получивший в прессе и блогах неформальное название «Закона о цензуре в интернете» Закон «Об информации» был все же принят депутатами Госдумы 11 июля сего года, да еще во втором и третьем чтениях одновременно. Правда, накануне его принятия в законопроект были внесены некоторые поправки.



читать дальше...

Опрошенные Cnews представители компании SUP, управляющей сервисом «Живой журнал», и юридической компании «Юков, Хренов и партнеры» хором признали наиболее опасным пункт 5 статьи 15 Закона, посвященный основаниям, по которым сайт включается в «черный список».

Так, право на обжалование подобного решения в судебном порядке у сайта существует только в том случае, если он внесен в «черный список» в связи с распространением детской порнографии, способах совершения самоубийств, информации о производстве и распространении наркотиков (эти причины перечислены в подпункте 1 пункта 5 статьи 15).

При этом в той же статье имеется пункт 2, по которому сайт может оказаться в «черном списке» по факту - когда «распространяемая им информация» будет признана судом «информацией, распространение которой запрещено в РФ». Эксперты SUP считают, что в случае помещения сайта в реестр по этому - неочевидному - второму признаку сайт защищаться в судебном порядке не сможет.
В компании «Юков, Хренов и партнеры» согласны: подпункт 2 п. 5 ст. 15.1 может содержать потенциально неограниченный круг оснований для включения сайта в «черный список». Возможно, основания для признания информации запрещенной к распространению в РФ в судебном порядке будут регулироваться не в самом завоне, а в других нормативных актах. Так что реализация положений законопроекта на практике может чувствительно затронуть конституционные права на свободу слова и информацию.

В числе вызывающих тревогу общественности положений Закона «Об информации» представитель SUP называет и статью 14. Ведь вопреки поправкам, внесенным в законопроект накануне его принятия, в этой статье осталась формулировка об «информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию» детей. В финальной редакции Закона она применяется к информации, распространяемой в местах, доступных для детей, с помощью Интернета. По закону, администрация таких мест обязана принимать меры к ограждению детей от таких сведений, а в SUP эту формулировку считают субъективной.

Что до правок, то стоит отметить, что в Законе появилась норма, переносящая дату запуска реестра сайтов с противоправным контентом с начала 2013 года на 1 ноября 2012 года. Были и смягчающие правки, например, позволяющие обжаловать внесение сайта в «черный список» в суде. Вполне вероятно, это не последние изменения к этому закону.

цензура

Previous post Next post
Up