Jan 20, 2010 16:34
Вчера, в великий праздник Богоявления, который обозначает начало христианства как такового, задумался о методе Гумилева (Л. Н., разумеется) и пришел к выводу, что он все-таки научный, то есть позитивистский. Что бы там не говорили. Обнаружив такое явление, как "пассионарный толчок" и даже признавая его источником некие "космические" силы, он механически уравнивает такие разные "толчки", как появление христиан и основание монгольской империи. Почему (если их происхождение одинаково) христиане еще существуют повсеместно, хотя и в меньшинстве, а великие монгольские завоеватели снова, как и до "толчка", пасут овец? Очевидно, что нечто (Некто) продолжает давать жизнь христианам и христианству, почему-то не занимаясь тем же по отношению к наследству Чингиса. Наверное, появление одних и других "пассионариев" произошло по разным причинам или, переходя на метафизический жаргон, имеет разную духовную природу. Жаль, что Лев Николаевич не захотел письменно признать, что истинный источник жизни и энергии заключен не в семени и не в кормящем ландшафте. А мы все-таки будем праздновать Явление Бога Христа, с которого началась пассионарность каждого христианина (вы же все знаете, что гумилевский термин является одновременно и пасхальным).
история,
христианство