На прошедшем 25 августа четвертом заседании Экспертного совета по региональной инвестиционной политике при Министерстве регионального развития Российской Федерации состоялась презентация Модельной программы улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации, разработанной общероссийской общественной организацией «Деловая Россия».
Представляя программу, президент общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» Евгений Юрьев подчеркнул, что она направлена на создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего ускоренной модернизации промышленности, диверсификации экономики, устойчивому несырьевому развитию субъектов РФ.
Представленная программа, по словам Е. Юрьева, базируется на основе изучения лучших региональных практик и мирового опыта по привлечению инвестиций. Не оставили без внимания авторы и негативный опыт.
Резонно, что за разработку программы взялись представители среднего бизнеса. На сегодняшний день стоит проблема кардинального улучшения инвестиционного климата. Как считают авторы программы, призывы к модернизации и развитию инноваций на уровне руководства страны так и останутся призывами, если процессы модернизации и развития инноваций не будут выгодны для частного бизнеса.
Не менее важно обеспечить социальную безопасность в процессе модернизации экономики. У решения задачи повышения производительности труда за счет технологического перевооружения есть негативная сторона - повышение производительности в 3-5 раз приведет к сокращению персонала в 3-10 раз. Сегодня негосударственный несырьевой сектор экономики обеспечивает занятость 51 млн трудоспособного населения. За счет модернизации этого сектора произойдет высвобождение 38 млн занятых. Это социальная проблема, и решить ее можно только за счет опережающего создания новых рабочих мест. Последнее невозможно без кардинального улучшения инвестиционного климата.
Как пояснил Е. Юрьев, инвесторам не свойственен субъективный подход при выборе региона. Вопрос в одном - выгодно или нет инвестировать. Следовательно, если будет выгодно работать в Казахстане, бизнес будет работать там. Поэтому главная задача - развить конкуренцию среди регионов за инвесторов.
Авторы программы неслучайно сфокусировали внимание именно на привлечение инвестиций в регионы, так как в условиях макроэкономической стабильности решающую роль в улучшении инвестклимата играют регионы. Всего определено восемь ключевых факторов, влияющих на инвестиционный климат на региональном уровне: благоприятная административная среда; подготовленная инфраструктура для инвестиций; доступное финансирование; спрос на продукцию; налоговые стимулы; привлекательные и разумные тарифы; обеспечение инвесторов поставщиками; обеспечение инвестиций кадрами.
Всего в программе определено 56 ключевых мер, обеспечивающих искомое состояние названных факторов. Самые важные из них: создание постоянно действующего совета по улучшению инвестклимата, обеспечивающего взаимодействие власти региона и территориальных подразделений федеральных органов власти с инвесторами; прямая связь инвестора с губернатором, вплоть до возможности сделать звонок на мобильный телефон главы региона в случае возникновения внештатной ситуации; создание агентства по привлечению инвестиций и сопровождению инвестиционных проектов на уровне региона; разработка публичного регламента по работе с инвесторами, обеспечивающего работу в режиме «одного окна»; создание многоресурсного информационного портала об инвестиционной деятельности субъекта РФ; подготовка ежегодного доклада - отчета об инвестиционном климате; финансовая поддержка инвестиционной деятельности; создание инвестиционного фонда на уровне региона; подготовка инфраструктуры и земельных площадок для крупных инвесторов.
Что касается последней из перечисленных мер, то для менее крупных инвесторов авторы программы рекомендуют создание индустриально-технологических парков. Впрочем, как показывает мировая практика, на 50% они не дали эффекта. Причина в том, что независимо от того, государственные они или частные, успешный проект может быть только в том случае, если в идею создания технопарка заложена бизнес-логика. Тогда не будет недостатка в желающих получить «прописку» резидентов.
Отмечалось, что в России уже появились положительные сдвиги в вопросе создания технопарков: возник девелоперский бизнес, специализирующийся на услугах по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса другими компаниями. Это направление очень перспективно, и необходимо стимулировать частные индустриальные парки на уровне государства. Например, 15% от налогов, которые платят инвесторы и резиденты технопарков, перечислять технопаркам.
Е. Юрьев считает, что все перечисленные меры должны создать условия для развития не только инновационной сферы, но и модернизации традиционного бизнеса. Он убежден, что низкие показатели развития инновационных особых зон, низкая активность резидентов обусловлена как раз тем, что сегодня Россия теряет конкурентоспособность в традиционных секторах и таким образом лишается возможности генерировать внутренний спрос на инновации. «Если мы будем строить инновационную экономику на отдельных территориях в Дубне или даже Сколково, у нас ничего не получится, если мы не будем опережающими темпами улучшать бизнес- климат для традиционных отраслей. У нас не будет заказчиков на инновации, производимые в Сколково», - уверен президент общероссийской общественной организацией «Деловая Россия».
Он считает, что сегодня стоит задача не создавать условия для работы инвестора в отдельных зонах, а формировать благоприятный инвестиционный климат в стране.
По итогам обсуждения программы было вынесено решение о необходимости разработки плана ее внедрения в регионах. В Минрегионе в целом программу одобрили.
Текст.
Альянс Медиа