Проект «Школа Сколково» принимает все более четкие очертания: скоро общей схеме предстоит стать живой и определенной картиной. Коллегия областного министерства образования и науки провела выездное заседание в Апатитах, в той самой школе № 5, которая и окажется базой для учебного заведения нового типа. Решение единогласное - создание школы будущего поддержать и приступить к реализации в 2013 году. Помощь обещают также Кольский научный центр и промышленная группа «ФосАгро».
Обсуждение проекта на коллегии было живым и заинтересованным, в нем приняли участие и городские власти, и авторы концепции из Кольского филиала Петрозаводского университета. Приехал даже менеджер проекта из самого Сколкова - Дмитрий Ковалевский. Он рассказал, какие требования предъявлялись к потенциальным победителям, и отметил, что апатитчане создали интересный и сильный проект, включающий основные принципы построения новой школы. Это и образовательное пространство, куда войдет детский сад, и тесное взаимодействие с родителями и всем городским сообществом, и индивидуализация учебного процесса, предусматривающая для каждого ребенка свой темп развития...
Максим Шишаев, заместитель директора КФ ПетрГУ, руководитель рабочей группы, конкретизировал эти позиции, поведав об особенностях и конкурентных преимуществах экспериментальной программы. Ее блочно-модульная организация, комплексная система оценки, включающая в том числе характеристику морально-нравственных качеств ученика, институт наставничества, развитая информационно-образовательная среда, многоязычность и другие подобные «инструменты» позволят сделать обучение более эффективным, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, реализовать воспитательную функцию, ориентированную на потребности региона.
При этом, как подчеркнули разработчики, новая школа вовсе не значит «элитная». Специального отбора детей не предусмотрено.
- Более того, один из очень сильных проектов отвергнут нами именно по этой причине - учеников предполагали отбирать по конкурсу. Наша школа для всех. Набирать сюда будут по территориальному принципу, как и в любую другую, задача педагогов - помочь раскрыться каждому, - сказал Дмитрий Ковалевский.
«Школа Сколково» для всех еще и в том смысле, что должна стать образовательным центром не только для ребят, их родителей, но и для других учебных заведений. Например, здесь будут организованы обучающие семинары под руководством приезжих специалистов.
А вот кому предстоит жесткий отбор, так это педагогам. Отвечая на мой вопрос о рисках, которые видят кураторы проекта сети «Школ Сколково», Дмитрий Ковалевский ответил, что прежде всего это кадровая проблема.
- Повышение квалификации педагогов, знакомство их с передовым отечественным и зарубежным опытом - вот чем нам предстоит заниматься, - сказал Ковалевский. - У нас есть определенные планы, как взращивать «нового учителя», как работать с высшими учебными заведениями, на каком этапе начинать отбор. В лучших образовательных системах практикуется, что на работу в школы поступают от 20 до 30 процентов наиболее способных молодых специалистов, да и в вузы отбирают только лучших выпускников учебных заведений, и тогда в школу приходят профессионалы.
На сегодня же передовой педагогический опыт приходится перенимать в основном за границей, сколковские организаторы новой школы, в частности, намерены отправиться в Италию и Англию.
- У нас подобные школы можно пересчитать пока по пальцам в разных регионах страны. В Мурманске, например, это Международная школа, - отметил также мой собеседник.
Впрочем, вернемся на заседание коллегии. К разработчикам проекта возникло много вопросов, главное - впишется ли новая школа в федеральные стандарты образования (кстати, скоро их введут и для дошкольного образования) и вообще в существующее правовое поле. «В этом сомнений нет» - заверили специалистов. И ЕГЭ выпускникам предстоит сдавать, да и вообще школа будет действовать как обычная муниципальная - скорее всего, как автономное бюджетное учреждение с общественным и государственным финансированием.
Детальной проработки проекта еще нет, однако его перспективность и значимость для региона бесспорна. Как для педагогов-практиков, так и для представителей научного мира.
- Подготовка новых кадров для образования и создание новой системы школ - это здорово! - отметил, например, председатель Кольского научного центра РАН академик Калинников. - Это шаг вперед по сравнению с существующей системой. Сколково станет нам ближе, а то так бы и ограничились тем, что ездили туда на экскурсии... «Школа Сколково» - хорошая идея, которую предстоит по-умному воплотить в жизнь. И Кольский научный центр готов подключиться к данному процессу.
Министр образования и науки Василий Костюкевич резюмировал итоги заседания и предложил создать при министерстве рабочую группу, которая займется реализацией проекта. Деятельность предстоит интенсивная и напряженная: нужно определить содержание учебного процесса, «вписать» школу нового типа в городскую и региональную систему образования, соотнести с нормативно-правовой базой. И одновременно уже готовить кадры и само учебное заведение к предстоящим изменениям. Ведь в сентябре 2013 года оно должно принять своих первых воспитанников.
Зоя КАБЫШ, Апатиты.
Текст.
mvestnik.ru