Стоит ли верить появившимся сегодня сообщениям о создании совместного университета при участии МГТУ им. Баумана и Массачусетского технологического университета? Никаких подтверждающих эту новость документов нет.
Да, «Бауманка» входит в число учредителей «Сколково», но говорить о том, что университет будет создаваться исключительно МГТУ им. Баумана и MIT, я бы не стал. Пока есть только предварительный договор между MIT и фондом «Сколково».
Тем не менее, сомнений в том, что университет будет создан, нет. О необходимости образовательного компонента в иннограде было заявлено с самого начала. Именно поэтому было принято решение о сотрудничестве с MIT - одним из ведущих инновационных вузов в мире. Создавать университет в Сколкове просто необходимо, он поможет процессу возникновения инноваций, что показывает и мировая практика.
Образовательный контур надо создавать. Но другой вопрос: насколько широким должен быть спектр программ? Должны ли туда входить только магистратура и аспирантура, или еще и бакалавриат? На этот счет мнения расходятся.
Вопросы вызывает и идея создания PhD-программы. Такая программа важна для развития самого университета и его исследовательской деятельности. Но сможет ли PhD появиться в сколковском университете, говорить пока рано. Все будет зависеть от того, смогут ли в новом университете создать задел из профессоров высшего класса. Пока у нас любая PhD будет хуже программ ведущих мировых университетов, а в таком случае эта программа теряет всякий смысл.
Чтобы создать инновационный университет, имело бы смысл привлекать отдельных ученых, лаборатории. Это могут быть коллеги из разных стран, в том числе и из наших университетов.
Речь идет не о том, что взять лучшее отовсюду. Ученые сами должны захотеть работать в Сколково, а для этого нужно создать все условия. Тогда уже вокруг них можно будет строить исследовательско-образовательную деятельность.
Не стоит рассчитывать на то, что для создания нового университета мы возьмем лучшие вузы. Тогда придется выбирать, какие вузы лучшие. Так ничего не получится. Сначала должны быть созданы условия, должна быть создана задача, а затем уже под условия и задачу появятся люди, которые будут готовы там работать. Так должны складываться отношения не только с университетами, но и со всеми остальными компаниями, которые будут там работать. И участвовать в отборе должны не только российские, но и международные исследователи, так как проект не российский, а международный.
Проблем с привлечением российских экспертов возникнуть не должно. У нас с институтами плохо, но не с людьми. О том, чтобы привлекать организации, будь то Российская академия наук или любой российский вуз, и думать не стоит. В проекте должны участвовать отдельные ученые из разных вузов. Единственным критерием для их входа в проект должно быть международное признание их исследований. Откуда они будут - из Америки, Лондона, Новосибирска или Омска - это не имеет значения.
Для функционирования университета в Сколкове нужна сильная менеджерская команда, которая могла бы управлять университетом мирового класса, но пока такой целостной команды у нас нет. Есть отдельные люди, которые могли бы стать членами этой менеджерской команды. К примеру, в эту команду могли бы войти ректор МИСиС Дмитрий Ливанов, ректор школы управления «Сколково» Андрей Волков, отдельные яркие личности из «Высшей школы экономики». В нее могли бы войти многие из команды «Российской экономической школы». Но в каждом вузе есть человек-другой, который смог бы дополнить эту команду. Возможно, в новом проекте получится их всех собрать.
Ситников Алексей Юрьевич
Проректор по управлению и развитию «Российская экономическая школа».