Архитектура и концепция развития проекта «Сколково» приобретают отчетливые контуры. При успешной реализации задуманного инноград может стать первым в России образцом нового градостроительства.
Прошел год с начала архитектурной истории Сколкова. По сути, проект начал свое развитие прошлой осенью, когда был объявлен международный конкурс на градостроительную концепцию иннограда. За этот год французская компания AREP, победившая в конкурсе, подготовила мастер-план иннограда. Были сделаны проекты планировок отдельных районов, началась работа иностранных архитекторов над ключевыми объектами. А на прошлой неделе была запущена беспрецедентная для России программа архитектурных конкурсов для отечественных архитекторов по проектированию кварталов и отдельных зданий в Сколкове.
Первым объектом Сколкова станет инновационное здание-трансформер «Гиперкуб», которое будет коммуникативной площадкой проекта и офисом первых стартапов. Строительство здания будет завершено в 2012 году
Все эти архитектурные события позволяют в первом приближении понять, как будут выглядеть ключевые объекты иннограда в будущем. Более того, уже сейчас становится очевидным, что «Сколково» - редкий для страны пилотный проект, в котором идет активный поиск нового образа современного российского города.
Купол и куб в кубе
В России сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, у нас побывали и что-то спроектировали десятки мировых архитекторов-звезд, с другой - возведенных зданий практически нет. То есть российская реальность систематически отторгает иностранных архитекторов, тогда как по всей планете, от Китая до Латинской Америки, эти самые звезды успешно работают. Возможно, Сколково, поможет нам эту негативную тенденцию переломить.
Инноград будет состоять из пяти территориальных кластеров: университета, двух многофункциональных зон, технопарка и центральной общественной зоны
«Надо привлечь нобелевских лауреатов-иностранцев и взрастить собственных», - в области науки одна из задач Сколкова ставится именно так. Как получится с наукой, пока непонятно, но с архитектурой именно это уже и произошло. Для Сколкова сегодня проектируют три лауреата Притцкеровской премии (читай, «нобеля» в архитектуре): Кадзуо Сейджима, Рем Колхас и Пьер де Мерон. Кроме них задействованы весьма авторитетные Жан Пистр, Дэвид Чипперфильд, Стефано Боери и Мохсен Мостафави. Учитывая опыт и мастерство этого архитектурного десанта, очень интересно увидеть, что же получится.
Иностранцы привлечены для работы на двух направлениях: они являются кураторами отдельных районов города, разрабатывая проекты планировки и градостроительные регламенты, и проектируют ключевые объекты. Например, швейцарское бюро Herzog & de Meuron делает проект университета, а французская компания Valode & Pistre - технопарк. Большое количество кураторов гарантирует разнообразие архитектуры.
Многофункциональное здание «Скала» голландского архитектурного бюро OMA внутри себя будет содержать огромное пространство для общественных мероприятий
По двум территориям-районам у иностранцев есть и российские кураторы: к Чипперфильду «приставлен» Сергей Чобан, а к Стефано Боери - Юрий Григорян. Это, пожалуй, первый за последние полвека опыт крупной совместной работы российских и иностранных архитекторов.
Японке Сейджиме и голландцу Колхасу (а точнее, в большей степени его партнеру по Office for Metropolitan Architecture, OMA, Рейниру де Графу) досталась для проектирования гостевая центральная зона иннограда. В частности, концепция мультимодального хаба (места объединения нескольких транспортных потоков - железнодорожной ветки Белорусского направления, будущего метрополитена, Минского шоссе) предполагает строительство гигантской прозрачной сферы радиусом более 120 метров. Архитекторы из бюро Сейджимы планируют возвести из тонких стальных нитей и стекла один из самых крупных куполов в мире. Под куполом разместятся транспортный пересадочный узел и большая общественная зона, а под землей - огромная парковка. Рядом со сферой предлагается построить башню со смотровой площадкой.
Высокотехнологичные японцы даже транспортный хаб не могут сделать простым: сфера должна сама производить энергию. Комфортную температуру под куполом зимой и летом они предлагают поддерживать с помощью тепловых насосов, использующих энергию земли. А чтобы избежать перегрева летом, даже планируют создавать под сферой искусственные облака.
Пройдя от железнодорожной станции Трехгорка через купол, гость окажется на центральной площади иннограда. Чтобы четко выделить площадь, архитекторы из OMA огораживают ее непрерывной цепью шестиугольных зданий. В них появятся гостиницы, театр, магазины и разнообразные общественные помещения.
Главным объектом гостевой зоны Сколкова станет прозрачная сфера высотой 120 метров
На самой площади голландцы предлагают разместить весьма сложный архитектурный объект - «Скалу», высотой тоже в добрую сотню метров. Его можно описать как куб, но со срезанными углами и треугольными окнами, к тому же поставленный на непривычную грань. Но «фишка» здания не только в необычной форме. Внутри сложной конструкции голландцы размещают огромный атриум, также сложной формы, получается «куб в кубе». Здание объединит гостиницу, кинотеатр, медиатеку, галереи и торговые помещения. Получившийся атриум можно будет использовать как крытую городскую площадь.
«Скала» и «Купол» - знаковые здания. Благодаря им Сколково хочет, в числе прочего, и позиционировать себя на мировом рынке. Однако столь яркие объекты определяют и неизбежное внутреннее противоречие: здания-иконы будут притягивать поток людей, не связанных с инноградом. Привлечение интереса к науке и инновациям - одна из задач проекта «Сколково». Но будут ли рады резиденты, если сюда устремятся попить пива и погулять жители соседнего Одинцова?
Вопрос доступности - вообще один из ключевых для иннограда. Власти обещают, что забора вокруг Сколкова не будет. (Азиатские инновационные кластеры, например, на первых этапах становления иногда имели пропускной режим, чтобы оградить иностранцев и местных инноваторов от излишне жесткой внешней среды.) Да и вообще, сфера инноваций, несмотря на все разговоры об открытости, - это высококонкурентная среда, где шпионаж весьма распространен. Сейчас планируется, что контроль доступа будет осуществляться непосредственно на входе в здания. Однако вопрос о степени доступности иннограда до конца пока не проработан.
Вернемся к проблемам собственно строительным. Привлекая такое количество звезд, «Сколково» обрекает себя на внутреннюю конкуренцию. Мировые архитекторы уже сегодня ревностно смотрят на проекты друг друга, стараясь увеличить масштаб своих зданий, чтобы они не потерялись на фоне соседей. Впрочем, это нормальная творческая ситуация. Гораздо сложнее вопрос: сможет ли отечественная строительная индустрия воплотить проекты иностранцев? Смогут ли заказчики и застройщики соответствовать высокому уровню приглашенных архитекторов? В этом есть сомнения.
Двадцать конкурсов за год
Российские архитекторы не были допущены к тендеру на градостроительную концепцию Сколкова. За дискриминацию руководителей иннограда много и справедливо ругали. Критика была услышана, и сегодня «Сколково» начинает масштабную программу архитектурных конкурсов, в которых могут участвовать только россияне.
Многофункциональное здание «Скала» голландского архитектурного бюро OMA внутри себя будет содержать огромное пространство для общественных мероприятий
Эта программа интересна несколькими моментами. Во-первых, своим масштабом: планируется, что в течение года пройдет порядка 20 состязаний. Для России, где творческих конкурсов крайне мало, это очень большое количество. В лужковской столице, например, даже знаковые проекты распределялись без всякого конкурса. По стране в целом конкурсы, которые проводятся по 94-му федеральному закону, свелись к абсурду: в них ведь побеждает компания, просто предложившая за работу меньше денег, - про творчество и идеи ни слова, ни полслова.
Во-вторых, конкурсы «Сколкова» будут предельно демократичны. В них смогут принять участие не только крупные компании, но и любой частнопрактикующий архитектор с дипломом. Если выиграет вчерашний выпускник вуза, то проектную документацию будет делать уполномоченная фондом «Сколково» компания, при этом за молодым архитектором останется авторский надзор.
В-третьих, ожидается большое число победителей. Так, на первый конкурс выставлено 12 необычных круглых участков под жилую застройку в районе технопарка (проект планировки французского бюро Valode & Pistre). По каждому из участков будет три победителя, и каждый получит приз в 20 тыс. долларов. То есть только по одному конкурсу призовой фонд составит более 700 тыс. долларов.
Процедура такова. На первом этапе профессиональные архитекторы должны до 1 декабря прислать эскизы своего проекта для определенного участка. Выбранные жюри три победителя на каждом участке получают денежные призы, и дальше они должны представить концепцию проекта. По итогам рассмотрения концепций по каждому участку в феврале 2012 года будет выбран главный победитель, который и получит возможность реализовать свой проект.
В Сколкове сегодня работает настоящая сборная мира по архитектуре
Основная цель - получение интересных архитектурных идей для будущей застройки. При этом ожидается, что масштабная программа конкурсов должна оживить и архитектурный процесс в России в целом. У молодых архитекторов появляется реальная возможность построить свой первый объект, получить признание. «Для меня программа-максимум по конкурсам - это рождение нового архитектурного направления. Я очень надеюсь, что так и произойдет», - говорит глава Valode & Pistre Жан Пистр.
Только электромобили
Сколково позиционирует себя как инновационный город, где будут применены разнообразные современные технологии - от новейших систем переработки мусора до тригенерации (комбинированного производства одновременно электричества, тепла и холода). Стратегия Сколкова в области транспорта также выглядит весьма радикальной. В иннограде разрешат передвижение только на электромобилях. Машины на бензине на территорию допускаться не будут, их предстоит оставлять на перехватывающих парковках при въезде в Сколково.
Отказ от автомобилей с бензиновыми двигателями можно объяснить: за этим стоит стремление быть в экологическом тренде и желание позиционировать инноград как необычное, прогрессивное место.
Без автомобиля в Сколкове прожить можно. Сама внутренняя структура иннограда будет подталкивать к минимизации использования личного транспорта, предполагая приоритет пешехода. Концепция предполагает пешую доступность основных инфраструктурных объектов. Так, для удобства пешего сообщения между районами даже спроектирован крытый пассаж длиной 2,3 километра. Кроме того, в иннограде будет внутренняя система общественного транспорта (три маршрута электроавтобусов), велосипедные дорожки, сеть такси.
Впрочем, решение полностью отказаться от использования обычных машин кажется слишком жестким. Во-первых, в России сегодня крайне мало электромобилей и нет инфраструктуры для их заправки. Во-вторых, это будет весьма неудобно для резидентов. Представьте, что житель иннограда приезжает домой с семейной прогулки по Москве. Ему нужно будет оставить автомобиль на перехватывающей парковке и дальше добираться до дома либо на такси, либо на общественном транспорте, либо пешком. А если есть маленькие дети или покупки? В-третьих, очевидны сложности с логистикой для торговых сетей, ресторанов. Для них построят специальный логистический центр, но кто будет оплачивать перегрузку товара в логистическом центре и ее погрузку в электромобиль? Потребитель. Наконец, не очень понятен экологический эффект от этой стратегии: в нескольких сотнях метров от иннограда находится пробочное Минское шоссе, а в двух километрах - МКАД.
Не до конца решен вопрос и со связью иннограда с Москвой. Минское шоссе очень загружено, а добираться до Сколкова обычными электричками до станции Трехгорка инноваторам вряд ли понравится. Сейчас ставка делается на несколько проектов. Первое: расширение Минки с выделением пространства для легкорельсового транспорта. В этом случае Сколково с городским метрополитеном свяжет скоростной трамвай. Второе: выделение пространства на Белорусской железной дороге для прокладки дополнительных веток электричек. Третье: недалеко от иннограда появится станция Солнечная, на которой будет останавливаться аэроэкспресс, идущий во Внуково. Четвертое: несмотря на высокую (более 1 млрд евро) стоимость проекта по-прежнему идут разговоры о строительстве метрополитена до Сколкова. Решения многообещающие, но пока в этих проектах нет конкретики.
Текст.
Эксперт