Никита Кричевский: Сколкову понадобятся кластеры в регионах

Jul 09, 2010 18:22


У микрофона - ведущий Игорь Гмыза. Сегодня мы говорим о самом обсуждаемом и самом спорном российском мегапроекте. Он называется Сколково, и на него возлагаются большие надежды по прорыву с сфере инноваций.
Гость в студии - научный руководитель Института национальной стратегии, доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.

- Когда речь заходит о проекте Сколково, тут же вспоминают Силиконовую долину в США. Даже президент наш туда ездил, смотрел, разговаривал с людьми. Насколько такая аналогия уместна?

Никита Кричевский: Вспоминают не только Силиконовую долину, но и другие особые экономические зоны, например, индийские Бангалор и Хайдарабад, несколько десятков зон в Китае, других странах, где мы наблюдаем модернизационный и инновационный прорыв. Но Силиконовая долина - это наиболее подходящее сравнение в данном случае, потому что успехи Силиконовой долины очевидны. Хотя, должен признаться, российское Сколково не будет повторением Силиконовой долины. Да и не нужно нам это.

- Почему не будет и почему не нужно?

Никита Кричевский: Потому что нужно учитывать российские особенности: наш менталитет, нашу институциональную ситуацию, исторически сложившийся авторитарный стиль управления страной. К тому же за те несколько десятилетий, что существует Силиконовая долина, инновационный мир шагнул далеко вперед. Сегодня такая инновационная площадка, как Силиконовая долина, не является панацеей и локомотивом, который мог бы вывести страну на путь развития инноваций.

Сегодня ситуация иная. Есть классификация инноваций. Инновации есть открытые и закрытые. Закрытые - это космос, ядерная энергетика; это, как ни странно, автомобилестроение и - вы не поверите - парфюмерная, например, промышленность. То есть это инновации, которые формируются в неких закрытых точках, и существует очень строгий контроль за тем, чтобы они не ушли на сторону. Девиз закрытых инноваций: "Если ты хочешь сделать лучше, сделай это сам".

Сколково или та же Силиконовая долина - это символ открытых инноваций. Их девиз: "Не все умные люди работают у нас". В Сколкове будут работать люди, которые будут взаимодействовать не только с одним материнским предприятием, но с любыми организациями, которые будут заинтересованы в их услугах.

И давайте не будем путать новации, то есть новшества, и инновации. Новации - это рацпредложения, изобретения, новые подходы, которые в массовом порядке защищались патентами в СССР и так и остались невостребованными в реальной экономике. Инновации - это изобретения, новшества, то есть новации, внедренные в реальное производство. Инновации бывают как товарные и технологические, так и управленческие и даже социальные. Почему мы, эксперты, так и настаиваем сейчас на том, чтобы в максимальном количестве регионов создавались так называемые кластеры, где на ограниченном пространстве могли бы работать производственные, научно-внедренческие предприятия по определенному направлению. И Сколково должно разрабатывать для них те нововведения, которые будут потом в этих кластерах внедряться. Прообразы кластеров - созданные после известных постановлений ЦК КПСС и Совмина 1983 года научно-производственные объединения, в том числе межотраслевые. Без таких кластеров Сколково останется мертворожденным проектом: изобретенное там либо ляжет под сукно на бумаге, либо утечет за границу.

- В Сколкове есть бизнес-школа, которая к науке не имеет никакого отношения. У нас есть наукограды - в Дубне, Зеленограде, Новосибирске. Почему именно Сколково? Почему нужно начинать с чистого поля?

Никита Кричевский: Такие технико-внедренческие экономические зоны, как Сколково, в России уже созданы - в той же Дубне, Зеленограде, Санкт-Петербурге и Томске. Этого мало, но придавать дополнительный импульс их развитию незачем - там и так всё "на мази". Новая площадка позволит а) наладить четкую связь с кластерами, то есть коммерциализировать научные разработки, и б) распространить опыт Сколкова на регионы, потому что одним Сколковым российские наука, промышленность и экономика не обойдутся.

- Так ли нужна конкретная территориальная точка, чтобы развивать инновации? Ведь современные технологии позволяют работать на очень большом удалении.

Никита Кричевский: Сколково - это опытная площадка, на которой государство будет отрабатывать новые подходы к развитию инновационной деятельности. Но Сколково - не панацея. Не стоит рассчитывать на то, что как только Сколково будет построено, мы проснемся в новом обществе, и инновации в одночасье начнут приносить нам сотни миллионов долларов. Причем я сильно сомневаюсь, что там будет много российских специалистов (иностранцы, конечно, приедут): российская наука и образование деградируют. Это подтверждают все статистические и аналитические данные.

- Почему эта точка выбрана так близко к Москве?

Никита Кричевский: Потому что Москва - так уж исторически сложилось - является средоточием интеллектуальной, образовательной и научной элиты нации. Одна из целей приглашения иностранных ученых в Сколково состоит в том, что они смогут работать и передавать опыт в научно-исследовательских и образовательных учреждениях. Расхожее мнение о том, что выбор места продиктован удобством чиновников, неверно. Чиновникам совершенно не обязательно контролировать процессы в Сколкове лично.

Сколково России необходимо для того, чтобы вернуть прежние позиции: когда-то страна занимала второй промышленно-развитой державой в мире, а теперь - далеко не первые в группе развивающихся стран.

- Кто должен играть первую скрипку в инвестициях - государство или бизнес?

Никита Кричевский: Безусловно государство! Вложения в инновации - "долгие" и очень рискованные. У бизнеса мотивация предельно проста: получить максимум дохода здесь и сейчас (максимум - через 2- 3 года). Что будет дальше - предпринимателя не интересует. У государства мотивация другая и более долгосрочная: оно заинтересовано в поступательном развитии страны на десятилетия вперед.

- А где критерий эффективности работы центра? Ведь если не спрашивать результат, она может затянуться на бесконечно время. И как понять, на что тратятся деньги?

Никита Кричевский: Критериев несколько. Первый - именно деньги: прибыль, которую получают обычные промышленные предприятии, внедрившие сколковские новации. Второй - доля рынка, которую смогли "прирезать" такие предприятия после инноваций. И третье - доля экспорта высокотехнологичной продукции. В 2009 году она составила в масштабах страны 2% (в США - 28%, в Германии и Франции - около 20%, в Китае - 17%).

Однако в массовом порядке внедрение инноваций невозможно без ужесточения технического регулирования и стандартизации. Европа идет по этому пути уже 25 лет. Пока у нас работают старые техрегламенты и госстандарты, не приходится говорить ни о каком поступательном развитии российской экономики. Если не заложить инновации в нормативную документацию, Сколково останется пустышкой. И все же я оптимист. Я считаю этот проект шагом в абсолютно правильном направлении и очень надеюсь, что он не погрязнет в коррупции и бюрократизме, потому что им занимаются первые лица государства.

Текст: Радио России

Сколково, Никита Кричевский

Previous post Next post
Up