IT-кластер появился в «Сколково» одним из самых первых и уже собрал большое количество проектов по различным отраслевым направлениям. Исполнительный директор IT-кластера фонда «Сколково» АЛЕКСАНДР ТУРКОТ рассказал РБК daily, как продвигается работа со стратегическим партнерами, как нужно развивать в России ИКТ и каким компаниям кластер будет выдавать микрогранты.
- Каковы пути развития отрасли ИКТ - информационно-компьютерных технологий - в России? Какой вы видите роль IT-кластера фонда «Сколково» в этом процессе?
- Если вы посмотрите на структуру российского рынка ИК-технологий, то заметите, что подавляющий процент расходов приходится на сервисы, аутсорсинг, закупки аппаратного и программного обеспечения. Доля, которая приходится на R&D - опытно-конструкторские разработки и исследования, - составляет от 5 до 6% рынка. Сейчас Министерство связи и массовых коммуникаций вместе с институтами развития предпринимают активные меры по увеличению рынка информтехнологий в России. Задача «Сколково» - стимулировать инвестиции в проекты с большой долей R&D, так как у нас сегодня на разработки и исследования тратится в два-три раза меньше, чем в развитых и даже в некоторых развивающихся странах. Логика проста: чем больше в России будет R&D-проектов в информационно-компьютерной сфере, тем больше продуктов выйдет на рынок, в том числе международный, тем выше станет доля ИКТ в валовом продукте страны. Повышение уровня информатизации экономики сегодня не каприз, а экономическая необходимость. Зачастую эффективность именно IT-подразделения становится критерием выживания компаний на рынке. Наша задача - стимулировать внедрение информационных технологий, вызвать рост как производства интеллектуальных продуктов, так и их потребления.
- О каких конкретно отраслях вы сейчас говорите?
- Сегодня IT-решения активно внедряют если не все, то большинство отраслей экономики - от ритейла, например ERP-системы различного направления, до ведущих монетарных институтов страны. Важную роль играет и рынок медиа - он сегодня неотделим от IT-отрасли. Еще один гигантский потребитель, стимулирующий развитие этой сферы, - финансовые структуры: банки, биржи, страховые компании. Ключевым потребителем информационно-технологических решений становится ТЭК. Эта отрасль ставит перед нашей индустрией сложные задачи, связанные с обработкой гигантских массивов информации и вычислениями, требующими применения суперкомпьютеров.
- IT-кластер «Сколково» - одно из первых действующих направлений в иннограде. У вас, пожалуй, самое большое количество проектов. Как идет работа с ними? Есть первые результаты?
- У нас сформировался устойчивый поток проектов, покрывающих самые разные направления, от облачных вычислений до IT в образовании. Мы стараемся максимально расширять географию: бываем в регионах, помогаем далеким от столиц компаниям найти свой путь в Сколково. Процесс сложный - приходится просеивать множество проектов. В силу целого ряда объективных и субъективных причин далеко не каждый из них может претендовать на статус участника «Сколково».
- Можете примерно обрисовать структуру кластера? Каких компаний больше, каких меньше?
- Мы стараемся работать по всему спектру наших стратегических направлений. Конечно, потоки неравномерны, например, пока не нашлось интересных проектов в области программного обеспечения для финансовых рынков. Тем не менее мы считаем эту сферу крайне важной и продолжим предпринимать усилия для ее развития. Есть ряд интересных проектов по распознаванию и обработке изображений, видео, речи. Очень активны направления аналитического программного обеспечения, технологий передачи данных, мобильных приложений, встроенных систем, облачных вычислений, беспроводных сетей - у нас сегодня уже более 60 проектов-участников, и эта цифра каждый день растет.
- Совсем недавно кластерам было отдано право самостоятельно принимать решения о присвоении микрогрантов (1,5 млн руб.) сколковским участникам. Вы уже выделили кому-либо эти микрогранты?
- Сейчас у нас на рассмотрении пять-семь проектов, претендующих на микрогранты, но пока мы этим правом не воспользовались. Во-первых, это требует четкого понимания, как и на что будут использоваться средства. Во-вторых, далеко не всем компаниям интересны гранты такого объема. Микрогранты рассчитаны в первую очередь на начинающие компании, которым требуется первичные средства на организационные расходы.
- Каким образом вы уже сейчас поддерживаете начинающие компании в рамках «Сколково»?
- В «Сколково» есть два типа компаний. Первый - и таких большинство - это те, кому инноград интересен прежде всего как экосистема с определенным набором льгот. Такие компании получают статус участника проекта и ведут бизнес самостоятельно. Второй тип - это те, кому нужно софинансирование проектов. Понятно, что при решении вопроса о финансировании мы руководствуемся несколько иными принципами, нежели при присвоении статуса. Мы пытаемся равномерно распределять свою финансовую поддержку между компаниями разных секторов и стадий развития для того, чтобы малым компаниям дать возможность подрасти, а крупным - произвести и внедрить уникальную технологию.
- Когда создавалось Сколково, говорили, что в иннограде обязательно должен быть джаз-клуб, чтобы там собирались ученые и бизнесмены и обсуждали междисциплинарные проблемы. Это должно было помочь возникновению синергии, уже что-то подобное в рамках иннограда наблюдается?
- Джаз-клуба еще нет, а синергия уже наблюдается. К примеру, компания ABBYY занята распознаванием текста и переводом, а фирма Bazelevs - распознаванием текста и визуализацией. Встретившись в Сколково, они нашли массу точек соприкосновения и, по их словам, благодаря сотрудничеству смогут сэкономить порядка 30% ресурсов.
И это не единственный пример. Мы стараемся знакомить участников между собой, пристально следим за развитием каждого из проектов и, если видим, что у компаний появляются общие интересы, всячески стимулируем кооперацию.
Примерно то же самое мы сейчас делаем в области ТЭК. У компаний, приходящих к нам, появляются проекты, фокусно направленные на развитие одного и того же сегмента индустрии и имеющие частичную или полную синергию. Чтобы одна разработка не велась параллельно, мы как некоммерческая площадка даем таким компаниям возможность работать совместно - это экономит и время, и ресурсы.
- Совместно - это, например, так же, как Сколково со Сбербанком?
- Да. Суть истории со Сбербанком в том, что мы планировали строить на территории иннограда свой ЦОД - центр обработки данных. Обратились к крупным западным компаниям, специализирующимся на такого рода инфраструктурных проектах, проработали план соинвестирования, и так далее. Но с появлением Сбербанка большая часть проблем исчезла. Сбербанк в любом случае планировал строительство своего мега-ЦОДа, и теперь по соглашению часть его ресурсов будет предоставлена нам - доля площадей порядка 2 тыс. кв. м. Наш центр должен будет работать на администрацию города и фонда, на университет, значительная его часть будет занята обслуживанием компаний - участников проекта. Планируется, что в 2014 году ЦОД будет введен в эксплуатацию.
- И как вы видите весь IT-кластер к этому году?
- Есть план, по которому мы работаем, подбираем проекты, выдаем грантовые средства на развитие. Могу сказать, что сегодня количество желающих с нами работать уже превышает цифру, запланированную на конец года. К примеру, у нас хотят разместить свои R&D-центры Microsoft, Nokia, Boing, Cisco, Intel, другие компании. Важно «заселять» в Сколково только тех, кто может оказать практическое, развивающее влияние на инфраструктуру. Желающих много, и я думаю, что когда придет 2014 год, придется выбирать. Главное не сделать из Сколково офисный центр.
- Как сейчас движется работа с ключевыми IT-партнерами - RIM, Microsoft, Nokia?
- С RIM пока финальной определенности нет - большинство наших совместных проектов находится на уровне проработки. С Microsoft идет активная работа: уже есть команда, определены направления их R&D-подразделения в Сколково. Думаю, к осени мы объявим это официально. С ними мы работаем и по инвестиционному фонду поддержки компаний ранних стадий. Недавно участником проекта стала компания, в которую проинвестировала Intel, - Rock Flow Dynamics.
- А привлечение новых стратегических партнеров ведете?
- Мы активно работаем с IBM, Ericsson, ведем переговоры с SAP, Oracle, EMC и другими - интерес проявляют практически все.
- Проходила информация, что IT-кластер формирует платформу с компаниями ТЭК отрасли. Почему они пошли именно к вам, а не в кластер энергоэффективности?
- В нашем кластере формируется модель развития компаний, занятых в области разработки ПО и вычислительных методов для нужд отрасли - это вполне самостоятельный сегмент задач, не имеющих прямого отношения к энергоэффективности. Заинтересованность в участии в таких проектах уже проявили такие компании, как IBM, Intel, а также ведущие российские вузы и академические институты, крупные профильные компании. Надеюсь, что в ближайшее время смогу поделиться более детальными планами в этом направлении.
Текст.
rbcdaily.ru