Виктор Маслаков: Инноград Сколково будет малоэтажным и комфортным

Aug 03, 2011 09:33



3 августа2011 года // Недвижимость, Сколково, жилье, Генплан, офисы, Интернет, IT, Мария Мягкова, Россия, инноград, IT-услугиИнноград Сколково будет малоэтажным и комфортным
В этом году создатели иннограда Сколково определились с градостроительной концепцией и генеральным планом будущего центра. О планах рассказал BFM.ru сити-менеджер «Сколкова» Виктор Маслаков
Продолжение статьи
- Французские архитекторы, победившие в конкурсе на лучшую градостроительную концепцию «Сколкова», предложили создать так называемую городскую деревню. Что это значит?

- В финале конкурса было два альтернативных проекта: голландского архитектурного бюро ОМА и французского AREP Ville. Голландцы предложили разделить весь город на две части: жилую и деловую, исследовательскую. А французы говорили о том, что необходимо сделать несколько районов, внутри которых будут совмещены как жилая часть, так и рабочая. Эти районы они и назвали деревнями, но, естественно, не в классическом понимании этого слова. Так же, как все олимпийские деревни, по сути, деревнями не являются. Имеются в виду небольшие участки застройки, способные самостоятельно функционировать. Французский проект более гибкий. В его реализацию деньги можно вкладывать постепенно: построить сначала одну такую деревню, где люди уже могут жить и работать, а потом постепенно - остальные. Если бы мы выбрали голландский проект, пришлось бы ждать, когда построится весь город целиком - только после этого он мог бы функционировать.

- Почему в конкурсе не участвовали российские архитекторы?

- К участникам выдвигались определенные требования. Одним из них было наличие опыта разработки крупных проектов по всему миру. Но, к сожалению, российские компании опыта работы за рубежом продемонстрировать не смогли.

- А есть ли подобные проекты в мире?


- Еще один пример - «Кремниевая долина» в США. Для нее не составлялся какой-либо правительственный план, но большие оборонные заказы позволили ей развиваться на раннем этапе. В обоих случаях размеры территорий не сопоставимы со «Сколково», площадь которого составит всего четыре кв. километра.

Ко второму типу можно отнести проекты, которые во множестве реализуются, например, в Китае. Там под промышленные парки выделяются площадки (по размеру похожие на «Сколково»), которые «нарезаются» на участки. Правительство предлагает их различным международным компаниям под строительство собственных зданий и под размещение. Но в таких промышленных парках корпорации живут очень обособленно, закрыто, совершенно не интересуясь, чем занимается сосед.

В Сколково другая идея. Здесь речь не идет о том, чтобы потратить десятилетия на постепенное заполнение инновационного центра. Нужно быстро (до 2015 года) практически вручную создать определенную среду, в которой будут уживаться и маленькие компании, и компании покрупнее. И они не будут существовать замкнуто, каждый за своим периметром, а, напротив, будут общаться. Вот таких центров никто не строил ни в России, ни за рубежом.

- Действительно ли Сколково будет полноценным городом, не будет ли похож на непомерно разросшийся коттеджный поселок?

- Старые классификаторы к городам относили населенные пункты с численностью населения от 20 тысяч человек. С этой точки зрения Сколково на самой границе - предполагается, что там будет жить 21 тысяча человек, из которых 9,5 тысячи - работники, остальные - члены их семей. С другой стороны, более 20 тысяч человек будут приезжать в инноцентр ежедневно на работу. То есть в общей сложности там будут работать около 30 тысяч человек. Сколково будет полноценным городом, а не «коттеджным поселком», поскольку численность работающих в нем будет вполне сравнима с численностью проживающих.

- Если инноград будет построен буквально за 4 года, не отразится ли это на качестве строительства зданий, в том числе жилых домов?

- Я считаю, что качество жилья определяется не тем, из чего оно собрано, а тем, какой уровень комфорта оно предоставляет и само по себе, и как элемент среды. Можно построить отличный дом, но не предоставить жильцам ни детских садов, ни школ, открыть ближайшую аптеку и больницу в паре километров от дома. Я считаю, что комфорт определяется набором предоставляемых услуг.

Что касается собственно качества строительства жилых домов, есть минимальный стандарт, который считается разумным. В иннограде будет жилье разных категорий - для людей с разным уровнем достатка. И, условно говоря, самое «плохое» жилье все равно будет удовлетворять тому минимуму, который требуется современному человеку, а комфортность жилья будет различаться в зависимости от того, что человек себе сможет позволить.

- А элитное жилье в Сколково будет?

- Нет, элитного жилья там не будет. Президенты корпораций в иннограде жить не станут. Из руководящего состава компаний там, вероятнее всего, поселятся менеджеры среднего уровня. Поэтому самая высокая категория жилья, которая предусмотрена - бизнес-класс. Будет и жилье поскромнее, скажем, эконом-класса.
Но это очень условная классификация. Деление на категории удобно для рынка купли-продажи недвижимости. А в нашем случае жилье будет принадлежать только фонду «Сколково», продаваться оно не будет - это закреплено законом. Так что применительно к Сколково более правильно говорить о «жилье комфортного класса».

- Какими Вы видите дома инноваторов?

- Во-первых, планируется строить небольшие, но комфортные коттеджи, примерной площадью 150 кв.метров, с придомовыми участками в 3-4 сотки. Возможно, появятся также таунхаусы с участками поменьше (1 сотка). И, наконец, будут построены многоквартирные малоэтажные дома - в 3-4 этажа.

- Жилье можно будет только арендовать. Из чего будут складываться ставки?

- Арендные ставки будут покрывать расходы на ремонт и операционные расходы: уборка подъездов, обслуживание лифта и так далее. Коммунальные услуги будут оплачиваться отдельно, как это происходит в других населенных пунктах.

- Срок аренды будет ограничен?

- Жить в Сколково можно будет ровно столько, сколько человек там работает. Все зависит от сроков проектов. На конкретную разработку может уйти полгода, три года, десять лет. А, может быть, кто-то будет открывать стартапы один за другим в течение 30 лет. Значит, столько и будут жить в иннограде.

- Как отразится строительство иннограда на жизни старой деревни Сколково?

- Около инновационного центра несколько населенных пунктов: Сколково, Немчиновка, Новоивановское, Марфино и другие. Ни один из населенных пунктов не входит в состав центра, поэтому на них такое соседство сильно не отразится. Люди оттуда смогут приходить к нам, забора вокруг инноцентра не будет.

- Как будет организовано движение транспорта в инноцентре?

- Город будет, прежде всего, ориентирован на пешеходов. В целом приоритеты следующие: пешеходы, велосипедисты, общественный транспорт. Личный транспорт - на последнем месте. Можно будет, конечно, приехать на личном автомобиле, но его внутрь не пустят, оставят на парковке.

Но предполагается, что в Сколково будет парк электромобилей для общего использования. Если нужно, например, съездить в Москву, привезти мебель или какую-то тяжелую покупку, то житель инноцентра сможет взять электромобиль в аренду на несколько часов.

Транспортное сообщение Москвы с инновационным центром также будет обеспечено. Из того, что есть уже сейчас - аэроэкспресс, который идет с Киевского вокзала в аэропорт Внуково. Нужно только, чтобы он делал остановку рядом с центром «Сколково». Предполагается, что Шереметьевский аэроэкспресс будет впоследствии продлен до Одинцова, он тоже будет делать в центре остановку.

- Будут ли использоваться какие-то новые технологии при строительстве инноцентра и его обустройстве?

- Будут, конечно. Например, электричество и тепло здесь будут вырабатываться на сжигании древесных отходов. В московском регионе вполне достаточно отходов для того, чтобы такой энергоцентр мог функционировать.

Будет также создаваться система «умного и подключенного» города. То есть в инноцентре будет обеспечена высокая скорость интернет-трафика - до 1 гигабита в секунду (что пока в Москве не реализовано). Будут использоваться также система «умного» управления сетями (например, электрическими) и система видеонаблюдения. Мы создаем модель нового современного города - хотим показать, как он в принципе может быть устроен.

- Правда ли, что в Сколково будут свои полиция и налоговая служба?

- Да, создание обособленных подразделений предусмотрено законом. Будет и налоговая, и ОВД. Будут подразделения и других служб: Роспотребнадзора, Ростехрегулирования и так далее.

- Как будет организована досуговая зона в Сколково?

- Во-первых, будет создана большая центральная гостевая зона у основного въезда в инноцентр с Минского шоссе. Она будет ориентирована не только на сколковских жителей и тех, кто там работает, но и на гостей.

В составе этой зоны будут все необходимые объекты инфраструктуры, в том числе досуговые центры. Но отмечу, что мы делаем ставку на развлечения, которые позволяют человеку развиваться. Будут развлечения, связанные со спортом, с активным образом жизни, с творчеством.

Кроме того, в Сколково будет открыт филиал политехнического музея - он как раз будет четко ориентирован на то, чтобы его посещало как можно больше людей извне.

Внутри каждого из жилых районов будут построены свои досуговые центры, включающие в себя ясли, детский сад, начальную школу (среднюю и старшую построят в центральной зоне) и семейный центр, спортивные сооружения, бассейны (взрослый и детский), прогулочные зоны, игровые площадки. Но эти комплексы предназначены только для резидентов инноцентра.

- То есть план развития уже готов в деталях?

- В июле мы завершили разработку Генерального плана центра. Теперь начнется разработка проекта планировки. Архитектурную часть будут выполнять члены Градостроительного совета «Сколково», среди которых есть специалисты с мировым именем, лауреаты Плитцкеровской премии. Они сделают общее планировочное решение и спроектируют небольшую часть зданий. Но основная масса объектов будет выставлена на конкурсы. Причем предполагается, что самое активное участие примут именно российские архитекторы, в том числе молодежь - выпускники и, может быть, даже студенты архитектурных вузов. Это хорошо, поскольку у молодежи нестандартное мышление: они могут работать над чем-то, требующим не столько опыта, сколько фантазии - над ландшафтом, объектами благоустройства.

- Каков общий объем средств, необходимых для реализации всего проекта? В СМИ назывались разные суммы: от 120 до 200 млрд рублей.

- Речь идет о двух разных цифрах. В первом случае - о расходах только на строительство города. А вторая сумма также включает в себя средства, которые будут расходоваться на поддержку стартапов, на приобретение исследовательского оборудования. Сколково - это ведь не просто город. Для того, чтобы туда приехали инноваторы и вели там успешную деятельность, необходимо их финансово поддержать, по крайней мере, на первых этапах.


генплан, ОМА, Сколково, Виктор Маслаков, arep

Previous post Next post
Up