Алексей Комиссаров: Мы - в отличие от «Сколково» - должны помочь большому количеству компаний

May 11, 2011 15:13






«Будет здорово, если кто-то из профинансированных городом компаний превратится в новый «Яндекс». Но это не самоцель»
Руководитель департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы Алексей Комиссаров о том, как правильно поддерживать малый бизнес

Николай Дзись-Войнаровский           Подробнее на Slon.ru
Сегодня новый руководитель департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы Алексей Комиссаров представит новый комплекс мер по поддержке малого и среднего бизнеса. К старому руководству департамента у контрольно-счетной палаты есть претензии, а Алексей Комиссаров, назначенный 8 февраля, рассказал Slon.ru, как собирается организовать поддержку малых предпринимателей.

- Поправки к городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. предполагают, что 75% всех средств, выделенных на поддержку МСБ, пойдет на субсидии. Для этого в бюджете зарезервировано 2,3 млрд руб. При этом размер субсидии для начинающих предпринимателей вырастет с 350 000 руб до 500 000 руб. Между тем, несколько лет назад сами чиновники жаловались мне, что не могут раздать имеющиеся субсидии, поскольку предприниматели просто ничего о них не знают и, соответственно, не обращаются за ними. Сейчас суммы поддержки резко увеличиваются. Как вы собираетесь раздавать такие большие деньги?

- Раздача субсидий - не самоцель программы. Главное - обеспечить комплексную поддержку предпринимателей, и субсидии для приоритетных отраслей - лишь один из механизмов. Что касается информированности, то, действительно, по данным «ОПОРы России» лишь 3-5% малых предпринимателей знают о мерах господдержки. И одна из наших задач заключается в том, чтобы предприниматели узнали о тех возможностях, которые заложены в программе правительства Москвы. Эффективнее решить эту задачу можно через общение с предпринимательским сообществом, общественными объединениями малого бизнеса, с помощью интернета. Мы сейчас создаем колл-центр, который через месяц начнет работать. Также будем искать способ донести информацию о мерах поддержки при регистрации в налоговой, есть идеи, как это сделать. В прошлые годы много денег ушло на наружную рекламу, что было не самым эффективным использованием средств. Если на улице висят щиты «Создай свой бизнес!», то это - ни о чем.

- Почему в список приоритетных для экономики города, то есть тех, которые будут получать поддержку в первую очередь, попали инновационные и экспортоориентированные компании, я могу понять. Но почему ремесленные? В Москве много ремесленников?

- Они есть, их немного, и мы поддерживаем их ради сохранения московских традиций, ведь народные промыслы являются материальным носителем культуры нашего народа.

- Как и раньше, для получения целевой субсидии предприниматель должен найти 50% средств самостоятельно. Но инновационные компании на старте, которые город собирается поддерживать, как раз испытывают острый недостаток в деньгах. Можно ли в таком случае субсидии назвать поддержкой?

- Мы долго обсуждали и спорили, оставить ли соотношение средств 50/50 или сделать его другим, но ни у кого не было сомнения, что поддержка от города не должна быть 100-процентной. Все-таки мы говорим о бизнесе, а бизнес - это риск, и предприниматель должен, как минимум, часть этого риска взять на себя. Или найти соинвестора, например - бизнес-ангела. Это хорошо и для бизнес-ангела, потому что он знает, что есть возможность привлечь дополнительные средства от города. И хорошо для города, потому что еще кто-то несет ответственность за этот бизнес. Вообще, существует очень тонкая грань между поддержкой и раздачей денег, ведь поддержка бизнеса - это не помощь пенсионерам и инвалидам.

- Для примера, фонд «Сколково» дает деньги не 50/50, а просто грант.

- Задача «Сколково» - отобрать самые перспективные проекты, поэтому, чтобы получить грант, надо представить действительно выдающийся стартап. По крайней мере, так это запланировано. «Сколково» будет поддерживать относительно малое количество компаний, которые должны вырасти в новых героев рынка.

У нас совершенно другая задача - дать возможность заниматься бизнесом всем, кто может и хочет это делать. Если кто-то из профинансированных городом компаний превратится в новый «Яндекс», то будет здорово и приятно, но это не самоцель. Главное, чтоб они выжили, чтоб они росли, чтобы создавались рабочие места. Мы - в отличие от «Сколково» - должны помочь большому количеству компаний.

- Максимально конкретна в программе часть, связанная с субсидиями, то есть, по большому счету, с раздачей денег. А есть ли какие-то меры, связанные с неденежной поддержкой предпринимательства?

- Надо начать с того, что это все-таки не новая программа, а поправки к существующей программе. Мы были ограничены во времени, поэтому не смогли переделать ее кардинально. Поэтому говорить о каких-то революциях не приходится. Главная наша задача сейчас состоит в том, чтобы сделать все процедуры, связанные с деятельностью Департамента, максимально открытыми и простыми.

Например, это не прописано в программе, но мы хотим заседания комиссии, выдающей субсидии, транслировать через интернет. Да и сама комиссия будет состоять в основном из представителей общественных организаций, а не чиновников.

У нас остаются 10 окружных центров поддержки предпринимательства, которые будут оказывать бесплатную помощь предпринимателям: различные консультации, помощь в составлении бизнес-планов, в отношениях с кредитными организациями, правовую помощь. Все услуги, которые будут оказываться, будут бесплатными.

Технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования, центры промышленного дизайна, центры прототипирования - это все то, что востребовано в инновационном бизнесе, чего в Москве не хватает, и то, что мы будем делать. Но это уже войдет в программу 2012-2016 годов, хотя в 2011 году мы уже что-то начнем реализовывать.

Скоро начнет действовать 159-й федеральный закон - о льготном выкупе имущества, арендованного малым предпринимателем у города. Закон был принят еще в 2008 году, но в Москве не действовал, поскольку столица включила в список имущества, не подпадающего под приватизацию, практически все объекты. У правительства Москвы уйдет какое-то время на инвентаризацию помещений, но первые сделки, я думаю, пойдут в течение месяца-двух, еще до конца полной инвентаризации. Инвентаризация всех помещений продлится около года. Этим вопросом занимается Департамента имущества, и мы здесь выступаем как орган поддержки предпринимательства.

- У московских чиновников в основном негативный имидж, вызванный, в том числе, коррупцией. Вы будете как-то его «обелять»?

- Сейчас в новую команду пришли люди, которые действительно хотят изменить ситуацию. Но для того, чтобы «обелить» сложившийся имидж, потребуется немало времени. И единственное, что можно сделать для решения этой проблемы, - упростить все процедуры и сделать их действительно открытыми. А еще приглашать на работу людей с заслуженной репутацией. Например, у нас есть гарантийный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Он выдает гарантии банкам под кредиты малым и средним предприятиям. Попечительский совет фонда недавно возглавил Илкка Салонен, который работал долгое время в Москве. Он был председателем совета директоров Московского международного банка, потом работал в Сбербанке.

Николай Дзись-Войнаровский

Сколково, ОПОРА России, МСБ, Алексей Комиссаров

Previous post Next post
Up