Глава Минтранса Игорь Левитин в ходе рабочей поездки по трассе М-7 рассказал «Газете.Ru» о применении инновационных технологий в дорожном строительстве и изменении законодательства в области госзакупок в связи с этим. Он поделился планами предстоящей реконструкции МКАД, выступил за сужение полос движения в городах и пообещал сократить сроки ограничения движения для фур в весенний период. Левитин также назвал сроки своего выхода из советов директоров «Аэрофлота» и Шереметьево.
- Игорь Евгеньевич, сейчас много говорится о необходимости применения так называемых инновационных технологий в строительстве дорог. В связи с этим депутаты Госдумы выступили с инициативой изменить принцип проведения торгов при заключении контрактов на строительство дорог. Согласно их предложению, главный критерий при выборе подрядчика будет не низкая цена, а качество. Действительно ли есть необходимость менять принцип проведения тендеров?
- Мы поддерживаем эту инициативу. При строительстве дорог все-таки основным критерием при проведении торгов должно быть качество. Сейчас при конкурсе на строительство учитывается только стоимость строительства, а нам важен весь жизненный цикл по ремонту. И если считать, что мы строим дорогу, а потом 25 лет ее обслуживаем, то содержание дороги зависит от качества первоначального строительства. И потому мы можем получить какую-то краткосрочную прибыль при строительстве дороги, а потом на содержании потерять больше денег, чем это можно сделать при качественном строительстве при использовании инновационных технологий, которые способствуют живучести и долговечности дороги. Для нас важна общая стоимость жизненного цикла, чтобы подрядчик за нее отвечал как можно больше, и тогда будет видно, как он выполнил работы.
- А что за технологии, они уже существуют?
- Такие технологии уже есть. Важно использовать их для уплотнения грунтов. В России в основном глиняные грунты, а глина по своей специфике плохо пропускает воду. Качество и новые технологии на первом месте, потому что, к сожалению, в 94-м ФЗ нет возможности препятствовать демпингу. Задача недобросовестного подрядчика сдемпинговать, а заказчик ничего сделать не может. А заставить его сделать за те деньги, которые он выиграл, чтобы соответствовало всем требованиям, невозможно. И приходится увеличивать стоимость дороги уже по ходу строительства.
- По новым технологиям строилась дорога к Сколково, 5 км которой обошлись почти в 6 млрд рублей. И менее чем за год дорога покрылась трещинами и уже требует ремонта.
- Сейчас эксперты рассматривают причины, по которым это произошло. Заказчиком строительства выступала область, но я хочу сказать, что действительно дорога была построена за короткий период. Причины станут ясны, когда будет подготовлено экспертное заключение. О результатах мы проинформируем, потому что средства были потрачены на строительство немалые.
- Дорогу Джубга - Сочи размыло оползнем уже третий раз в этом году. Что там происходит и можно ли это предотвратить в будущем?
- Каждый год это происходит, но в этом году оползень был значительный, и на дороге даже был перерыв в движении. Сейчас необходимо подумать о том, чтобы эта дорога выдержала всю ту нагрузку, которая существует в связи со строительством олимпийских объектов. По сути, на дорогу выпала основная нагрузка. Поэтому мы считаем, что часть грузов нужно было перевести на паром. К сожалению, паром не может конкурировать по стоимости с автомобилем. Поэтому, чтобы не потерять дорогу, будем ограничивать проезд грузовиков.
- Дальнобойщики жалуются на введение ограничений для движения фур в весенний период с 25 марта по 25 июня по федеральным трассам. Планируется ли подобные запреты сократить или вовсе отменить?
- Мы пересмотрим требования Росавтодора по длительным временным ограничениям на весенний период. Мы посмотрим опыт этого сезона. Я считаю, что на федеральных дорогах если и устанавливать такой период ограничений, то он должен быть коротким и только на тех участках, которые не подвергались реконструкции. Те участки, на которых была реконструкция, такие ограничения устраивать не надо.
- То есть сроки могут быть сокращены уже в этом году?
- Я не готов сказать, что мы успеем в этом году сделать, но мы вообще пересмотрим такие весенние закрытия.
- С приходом каждой весны автомобилисты сталкиваются с дорогами, пришедшими в жуткое состояние. Например, недавно проехал по трассе Набережные Челны - Казань. Трасса разбита, на ней огромные ямы. Есть несколько участков отремонтированных, но в целом дорога ужасная. С чем это связано?
- Основная причина, почему весной дороги разрушаются, это устройство насыпи, то есть нижних слоев. Надо заниматься укреплением грунтов, на которых потом выстраиваются верхние слои. Плюс важно применение качественных дорожных материалов, в том числе и битума, которого в России, к сожалению, хорошего качества не производят. Поэтому каждые два года приходится ремонтировать дороги. Мы сейчас с экспертами рассматриваем возможность перевода части федеральных дорог на цементно-бетонное покрытие и хотим внести предложение об изменении ГОСТа на битум. Более качественный битум будет лучше держать дорогу.
- Вы возглавляете координационный совет по развитию транспортной системы Москвы и Московской области. Недавно столичные власти заявили о предстоящей реконструкции МКАД. Расскажите, что именно там планируется сделать?
- Речь идет о расширении МКАД в тех местах, где это возможно. И в основном речь идет об остановках общественного транспорта, чтобы сделать карман для заезда автобусов. Также задумано расширение развязок. Сейчас развязки очень узкие и они создают пробки, когда съезжает и выезжает транспорт и затрудняет движение по основной дороге.
- Можно ли говорить, что на МКАД появится шестая полоса?
- Это будет не шестая полоса. Расширение произойдет только там, где это возможно и где большие торговые комплексы, в районе которых образуются пробки.
- Планируется ли сужение полос движения в Москве до 3,5 метров с существующих 3,75 метров?
- Да, мы уже обратились с таким предложением в ГИБДД. И не только в Москве. Мы считаем, что там, где дороги проходят по городам, полосы можно сделать до 3,5 метров, тем самым получив дополнительные полосы с расширением под движение общественного транспорта.
- А не произойдет ли из-за этого роста аварийности, водителям же придется привыкать к более узким полосам?
- Средняя скорость на этих участках не будет способствовать ДТП. Какая уже разница,- 3,75 метров или 3,5 метра ширина полосы при движении в 15 км/ч?
- Вы предлагаете сузить полосы только в городах?
- Да, там где есть возможность сделать полосу общественного движения с одновременным расширением заездных карманов для автобусов. Там можно сократить полосы, чтобы не выходить за пределы существующих трасс. Это делается, чтобы не тратить деньги за перенос зданий и коммуникаций. Что касается МКАД, то по нему пока таких предложений не было.
- Мы сейчас едем по трассе М-7 «Волга». На этой дороге в районе Балашихи постоянно пробки. Что планируется сделать здесь в ближайшее время?
- Сейчас рассматриваем возможность выезда из Москвы сразу на трассу М-7. Загруженность ее составляет 120 тыс. автомобилей в сутки. При этом дорога рассчитана максимум на 60 тыс. автомобилей. В связи с этим мы планируем спроектировать новую автомобильную дорогу - так называемый дублер М-7, которой протянем примерно до Орехово-Зуево. Первый участок пройдет мимо нового микрорайона, который появится рядом с Люберцами. Следующий участок в 37 км проложит ГК «Автодор» и этот дублер будет платным. К 2014-му году планируем начать строительство трассы и завершить его через три года. С этим дублером рассматриваем возможность связать ЦКАД («бетонка»). Сегодня эта дорога прошивает Ногинск и Электросталь. Мы же хотим обойти эти города.
- Какие сроки объединения аэропортов Шереметьево и Внуково?
- Оценить, согласовать и передать пакет Москвы в Росимущество - мы должны справиться с этим до конца года.
- Исключается ли возможность присоединения аэропорта Домодедово к этому альянсу?
- Это вопрос к собственникам аэропорта. Здесь надо просто понимать их позицию и готовы ли они будут к объединению.
- Есть ли в планах у «Аэрофлота» создание бюджетного перевозчика?
- Вообще в планах «Аэрофлота» были инициативы по созданию отдельной бюджетной компании и чартерного перевозчика.
- Планируется ли ваш уход из совета директоров Шереметьево и «Аэрофлота» (Дмитрий Медведев в марте потребовал вывести чиновников из советов директоров госкомпаний)?
- Такое решение не может не планироваться, потому что оно принято, и я его исполню в соответствии с установленными законами сроки. Выход из «Аэрофлота» произойдет не позже июля, когда будет происходить общее собрание акционеров «Аэрофлота». В тот же день вместо меня будет назначен другой человек. А по Шереметьево - это директива и здесь сроки будут установлены правительством. Но здесь проблем нет, потому что всего один акционер.
- А кто будет назначен на ваше место?
- Тут будет решать правительство РФ.
Текст.
Газета.Ru