Черемин: Москва ищет инвесторов для создания аналога "Диснейленда" 12:04
18/04/2011
О том, какие "инновационные" методы привлечения инвесторов будут использоваться в столице, какие инвестиции будут популярны в будущем, что может дать Москве зарубежный опыт, в интервью РИА Новости рассказал руководитель столичного департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черемин.
>> Москва в последнее время получила целый ряд новых приоритетов и перспектив развития - это транспорт, образование, здравоохранение, инновации. Немаловажную роль в реализации этих программ будут играть инвестиции. О том, какие "инновационные" методы привлечения инвесторов будут использоваться в столице, какие инвестиции будут популярны в будущем, что может дать Москве зарубежный опыт, в интервью РИА Новости рассказал руководитель столичного департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черемин.
- Сергей Евгеньевич, мэр Москвы Сергей Собянин поставил перед членами правительства новые задачи. Вы планируете серьезные изменения в работе департамента внешнеэкономических и международных связей?
- В Москве все меняется буквально на глазах. И нам предстоит еще провести огромное количество мероприятий, чтобы кардинально изменить отношение инвесторов, возродить их доверие. Сегодня многие компании готовы вкладывать достаточно серьезные средства не только в "сладкие" проекты по строительству элитного жилья и офисных помещений, но и в такие достаточно "тяжелые" темы, как инфраструктура города, муниципальное хозяйство. Поэтому задача, которую поставил в первую очередь мэр, заключается в том, чтобы придумать инновационные методы привлечения инвестиций, изменить их структуру с акцентом на долгосрочные прямые инвестиции, когда вкладывают средства в развитие реального сектора экономики.
Если посмотреть на статистику, то объем инвестиций у нас, казалось бы, достаточно большой. Но в основном это короткие торговые импортно-экспортные операции, либо гарантии, либо аккредитивные схемы. Очень мало, к сожалению, тех, кто строит промышленные предприятия, научно-исследовательские центры, гостиницы. Это особенно заметно после кризиса, который поразил практически все отрасли страны в 2008-2009 году. В Москве тогда наблюдалось драматическое снижение инвестиций, и сейчас стоит задача восстановить их докризисный уровень.
Справедливости ради нужно отметить, что снижение началось еще до кризиса, потому что многие связанные с инвестированием процедуры были непрозрачными. Поэтому еще одной задачей, которую поставил мэр, является активизация внешнеэкономической деятельности. Необходимо сделать ее полностью прозрачной, внедрять систему "одного окна". Нужно так построить взаимодействие с компаниями, чтобы они не ощущали на себе бремени бюрократического давления, путешествуя по многочисленным департаментам, собирая десятки подписей. Ранее эта процедура длилась годами! За это время истекали временные разрешения на строительство или сроки аренды участков. Сегодня мы стремимся эти процессы по максимуму оптимизировать, изучаем международный опыт, в том числе внедрение процедур электронного правительства, автоматизации всех процессов.
- Вы сказали, что планируете сократить по максимуму время на сбор необходимой документации для инвесторов. А конкретные решения уже приняты?
- Решения приняты, в том числе очень активно оптимизацией процессов занимается строительный комплекс Москвы. Заместитель мэра по строительству Марат Хуснуллин объявил, что сроки будут сокращены с 330 дней в два раза, а я думаю, он попытается сократить их и в три раза, если это возможно. Мы стараемся максимально уменьшить циркулярный обмен письмами, и в случае обращения к нам инвесторов с той или иной проблемой, я стараюсь сразу же проговаривать это с моими коллегами, находить решения или компромиссы. Постепенно приходишь к выводу, что не так страшна московская бюрократическая система. Важно просто быстро реагировать на желания инвесторов и быть с ними честным. Если что-то нужно сделать, то надо сделать это в сжатые сроки. Если это нельзя сделать, то не затягивать людей в длительные бюрократические процедуры.
- Власти Москвы неоднократно заявляли, что город после кризиса вошел в период стабилизации, однако заметный рост инвестиций в российскую столицу будет не раньше 2013 года. Как вы это оцениваете? И насколько в период кризиса упал объем инвестиций?
- Если взять десятилетний период, то общий объем накопленных инвестиций в экономике Москвы приблизился к 100 миллиардам долларов США. К сожалению, за последние несколько лет он серьезно сократился. Отмечено падение более чем на 40%. К сожалению, это наблюдалось не только в 2008 году, но и в 2009 и продолжалось в 2010 году.
Процесс создания инвестиционного климата - процесс инерционный. Объявив, что Москва - это город, который очень любит инвесторов и пытается создать для них благоприятные условия, нельзя ожидать мгновенной ответной реакции. Процесс завоевания доверия людей, компаний и вкладчиков, банков, инвестфондов, крупных корпораций очень тяжелый и мучительный. Тем более что многие из них научены горьким опытом: придя один раз в Москву, они с разочарованием отсюда уходили.
Но нас радует то, что уже начался обратный процесс. Например, на встрече с бизнес-делегацией Бельгии мы получили информацию, что многие компании собираются вернуться в Москву и в ближайшее время планируют провести в Москве очень интенсивные переговоры со своими возможными партнерами. Некоторые из них хотят восстановить присутствие в Москве, вновь открывают офисы, представительства, филиалы - все это свидетельствует об огромном интересе к нашей столице. Интенсивность контактов у нас возрос в последнее время в два-три раза, если не в пять. При этом мы фокусируемся на экономически значимых для Москвы проектах.
- Расскажите, пожалуйста, на каких именно проектах Вы акцентируете внимание?
- Нам интересны новые формы привлечения инвесторов. Они все давно известны на Западе - это концессии, проекты по принципу built - operate - transfer, снижающие нагрузку на бюджет и использующие долгосрочные вложения. Для нас очень важно привлекать в столицу лучшие инженерные кадры, самые передовые технологии в отраслях, которые крайне интересны и необходимы для Москвы. Это электроника, фармакология, научные исследования, взаимодействие высшей школы с различными научными площадками других стран. Подобные проекты широко известны. Например, "Сколково", я думаю, может привлечь в Москву высокие технологии, знания и специалистов мирового уровня.
- Сергей Евгеньевич, изменилось ли качество инвестиций в последнее время, и какие инвестиции будут популярны в будущем?
- Качество инвестиций пока не изменилось. Но наша первоочередная задача, как я уже сказал, изменить структуру инвестиций и сделать акцент на прямые инвестиции. К сожалению, у нас наблюдается процесс, когда немногие инвесторы входили в долгосрочные производственные проекты, в важные для обеспечения жизни города сферы. В основном, конечно, интерес проявлялся к достаточно спекулятивным проектам, когда строилось жилье и потом реализовывалось с очень высокой маржей, когда строились офисные комплексы и сдавались по баснословным ставкам. При этом себестоимость строительства, даже при всех обременениях, которые накладывались, была достаточно привлекательной. То есть проекты могли окупаться за четыре-шесть лет, что в международной практике достаточно редкая вещь. Если бизнес в Швейцарии или Германии окупается за 10-15 лет, то это отлично, это нормальный финансовый показатель. У нас же подобные бизнес-планы даже не рассматривались. Наверное, причина не только в жадности инвесторов. Хотя, естественно, жадность движет инвестором, и чем выше его прибыль, тем более охотно он вкладывает деньги. Но любая прибыль еще компенсируется рисками. Риски зачастую были очень высоки, и поэтому на повестке дня фигурировали авантюрные проекты, многие из которых не доводились до завершения.
Сегодня таких проектов практически не осталось в Москве, в том числе и в строительстве. Принято решение провести серьезную ревизию всех объектов, которые находились либо в стадии строительства, либо тех, где инвесторы только выходили на площадку. Подобная ревизия уже проводится, и, я думаю, что правительство будет принимать объективное, взвешенное решение, с кем из инвесторов можно продолжать работать, а с кем прекратить взаимоотношения, компенсировав сделанные вложения.
- Сергей Евгеньевич, вы сказали, что одной из главных задач является увеличение прямых инвестиций в Москву. Насколько планируется увеличить их приток в российскую столицу?
- По итогам 2010 года объем накопленных прямых инвестиций снизился на 25% и составил 25,123 миллиарда долларов, объем накопленных прочих инвестиций возрос на 4% и составил 73,354 миллиарда долларов, объем накопленных портфельных инвестиций снизился на 41% и составил 730 миллионов долларов.
Инвестиции планируется увеличить ровно на столько, насколько это нужно, для того чтобы город нормально функционировал. Нам, конечно, нужно привлекать внешнее финансирование не только в производственную сферу и строить в Москве дополнительные производственные мощности или промышленные предприятия. Москва - город дорогой, земельные площадки очень дорого стоят, поэтому само существование здесь промышленных объектов проблематично. Поэтому средства должны привлекаться в высокотехнологичные отрасли, в IT-технологии. У нас есть отличная площадка в Зеленограде, где создана технико-внедренческая зона с особым статусом, имеющая налоговые преференции для инвесторов. Мы также очень заинтересованы в инвестициях в здравоохранение, в модернизацию клиник, в строительство современных диагностических центров. При этом мы можем рассмотреть варианты, чтобы ведущие мировые сетевые компании, которые управляют клиниками за рубежом, имеющие передовые методики лечения пациентов, приходили в Москву и обеспечивали создание единой сети здравоохранения. Это позволит обмениваться опытом, проводить стажировку врачей, обучать, применять новейшие методики лечения.
- А какие-нибудь конкретные наработки зарубежных коллег уже рассматриваются властями Москвы?
- Мы внимательно изучаем несколько предложений, которые сделали известные мировые компании. В ближайшее время ряд моих коллег поедет в Швейцарию, Израиль, Германию, Австрию именно с целью изучения передового опыта, в том числе в области здравоохранения. Ряд решений, которые сегодня внедряются в Москве ведущими клиниками мира, могли бы способствовать снижению стоимости оказания медицинских услуг. Ведь сегодня очень серьезная часть городского бюджета города расходуется на здравоохранение.
- Вы недавно посещали Сеул и смотрели, как там решаются транспортные проблемы. Какой опыт может быть использован в Москве?
- У нас действительно была очень интересная поездка в Сеул. Мы ознакомились с новыми методами привлечения инвесторов в строительство такой "финансовоемкой" инфраструктуры, как метрополитен. Кроме того, мы встречались с руководством ведущих корейских компаний, таких как Hyundai, Samsung. Смотрели интересные решения для развития социальной сферы компании Lotte Park, такой своеобразный мини-диснейленд под крышей. Этот проект очень привлекателен для Москвы с ее сложными климатическими условиями. Мы пришли к выводу, что ряд инноваций, которые были успешно реализованы в Сеуле, может вполне подойти и для Москвы.
Собственно говоря, ничего нового в этом нет - колесо никто не изобрел. Просто в Южной Корее прагматически использовали серьезные преимущества общественного транспорта, выделив для него отдельные или дополнительные полосы. Нас привлекла схема создания пересадочных узлов, когда житель города может очень быстро пересесть с метро на любой другой вид общественного транспорта. Организация движения очень комфортна - пока вы проходите по станции метро, на табло уже видите, какой автобус, в какое время, по какому маршруту подходит к тому месту, где вы выходите из метро. В результате вы можете достаточно точно рассчитать свой график движения и тем самым экономите время - самый дорогой ваш жизненный ресурс. Очень понравился ряд решений по организации центров управления движения, линия метрополитена, которая сегодня находится в концессии у частных компаний. Это интересный пример частно-государственного партнерства, и внедрение его Москве могло бы действительно придать новый импульс активизации строительства столичного метрополитена.
- Вы говорили про парки развлечений. Не планируется ли создавать подобные в Москве?
- Для Москвы сегодня очень актуальная тема - создание современных рекреационно-досуговых зон - семейных, детских и просто развлекательных. Конечно, было бы неплохо, если бы Москва имела такой значимый объект, как Диснейленд или Европарк, где семья могла бы провести целый день, и где было бы интересно и взрослым, и детям. Lotte-парк интересен тем, что большая часть аттракционов находится под крышей, что удобно для московских климатических условий. Даже если решение по строительству "Диснейленда" в ближайшее время будет принято, и мы найдем инвесторов, которые этот проект захотят реализовать, проект придется модернизировать под наши очень большие сезонные перепады температур. Ведь когда, скажем, в декабре ударят морозы и будет держаться температура на уровне минус 30 градусов, особо на аттракционах на открытом воздухе не покатаешься. Все это надо учитывать.
- Уже обсуждается возможность привлечения инвесторов для создания подобия Диснейленда в Москве?
- Да, обсуждается. Мы постоянно ведем переговоры с компаниями, которые заинтересованы в реализации подобного амбициозного проекта. У нас был ряд встреч во время всемирного экономического форума в Давосе, мы ведем практически в ежедневном режиме консультации с рядом крупных финансовых фондов и банков о возможности финансирования этого проекта, потому что его реализация потребует создания серьезного международного консорциума. Мы вели переговоры с рядом крупнейших европейских строительных компаний, которые имеют опыт реализации таких крупномасштабных задач. Большой интерес к проекту проявляют российские инвесторы.
- В случае положительного решения о создании подобия "Диснейленда" он будет построен на базе Парка Горького или на отдельной площадке?
- Парк Горького невозможно превратить в "Диснейленд". Это должен быть объект, который находится рядом либо с кольцевой дорогой, либо там, где можно выделить приемлемые по площади участки земли. Это, как правило, порядка 100 и более гектаров. Например, парижский Диснейленд занимает более 300 гектаров со всей инфраструктурой, гостиницами. Поэтому если создавать что-то полноценное, то, как минимум 120-140 гектаров для этого потребуется. Но это вопросы бизнес-плана. Сегодня правительство Москвы очень заинтересовано в том, чтобы такой объект появился, и чтобы при этом он способствовал не только повышению качества отдыха москвичей, но и привлекал бы в столицу жителей соседних стран, потому что подобного объекта на территории СНГ не существует. Его появление способствовало бы активному туристическому обмену, а туризм - это прямая внешнеэкономическая деятельность.
- Как после кризиса изменились предпочтения иностранных инвесторов по вложению средств по отраслям?
- Думаю, что сейчас основной интерес будет к отраслям, которые город будет поддерживать и стимулировать их развитие. Может быть, правительство даже предоставит ряд преференций. Среди приоритетов - строительство современной сети гостиниц, причем не премиум, а класса три-четыре звезды. Мы будем поддерживать модернизацию муниципального хозяйства, создание технопарков и привлечение в них компаний, которые хотят на базе российских научных центров развивать какие-то стартапы в различных отраслях. Это позволит привлекать российских инженеров, программистов. Тем более что в России еще имеется научный потенциал. Уровень зарплат невысок, и следует создавать здесь небольшие коллективы и потом коммерциализировать инновационные разработки в промышленных объемах за рубежом или на территории России.
- А какова ситуация с инвестированием в образование?
- Проекты образования - это социальная сфера, в которую крайне важно привлекать инвестиции. У нас много частных школ, частных университетов, но, как правило, учиться в таких учреждениях достаточно дорого. Ведь в частные школы не каждый может позволить себе отправить ребенка, это сегмент премиум-класса для москвичей и с уровнем достатка гораздо выше среднего. Нам было бы интересно привлекать инвесторов в сферу образования, но пока я не встречал каких-то масштабных инвестиций в эту область.
У нас недавно запущен пилотный проект в области образования: мы проводим эксперимент на базе 125 московских школ, значительно увеличив фонд оплаты труда преподавателей, создав им нормальную мотивацию, попытаемся поднять за счет этого стандарты обучения в школах. Сергей Семенович Собянин собирается через два месяца после начала реализации этого проекта провести встречу с директорами школ, участвующими в этом проекте, и сделать выводы, насколько это будет способствовать модернизации системы образования. Кстати, если этот проект пойдет, он будет иметь серьезный экономический эффект. Тогда возможно привлечение и частных инвесторов - опять же на принципах частно-государственного партнерства.
- А какая страна является лидером по объему инвестиций в Москву?
- Лидеров несколько. Это Нидерланды, Люксембург и Кипр, Китай, Германия. На долю этих стран приходилось в 2010 году 70,315 миллиарда долларов, или 70,9% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 14, 41 миллиона долларов, или 57,4% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. На самом деле это те российские компании, которые в свое время вывезли прибыль за рубеж и теперь просто репатриируют свой капитал. Думается, надо просто принять законодательные акты, которые позволят достаточно прозрачно эти инвестиции ввести в страну, легализовать их при условии, что это будут длинные прямые инвестиции со сроком амортизации не менее 15-20 лет. Надо предложить людям: вы имеете право ввезти их, мы обеспечим вам защиту этих средств независимо от того, какие будут дальше изменения в законодательстве приняты. Тогда у нас структура прямых инвестиций, особенно стран, которые их делают, существенно поменяется - у нас появятся другие регионы-инвесторы.
- А как власти города могут поддерживать экспортную деятельность столичных предприятий?
- Мы в первую очередь предоставляем им преференции. В том числе и компенсируем какую-то часть кредитной ставки, если эти средства использовались для производства экспортной продукции. У нас есть специальная программа поддержки малого и среднего бизнеса. Правительство Москвы оказывает содействие в организации международных выставок, налаживании контактов. А если это резиденты специальных экономических зон, то это сулит определенные преференции.
- Мэр Москвы Сергей Собянин пригласил индийских предпринимателей активно выходить на московский рынок. Что Индия может предложить Москве, и что российская столица, в свою очередь, Индии?
- Мы провели очень интересную дискуссию с представителями крупнейших индийских компаний. Особенно нас интересовали фармакологические компании, компании из IT-сектора, компании, которые занимаются строительством значимых объектов инфраструктуры - это дороги, тоннели, мосты. В Индии сегодня строительный бум, также как и в Москве. И нам кажется, что Индия, как одна из ведущих стран БРИК по темпам развития, которая даже в кризис обеспечивала почти 7% роста ВВП, что было невиданно, могла бы стать для нас хорошим примером быстрого роста. Индия сегодня может предоставлять нам фармацевтические препараты, если это прямые контракты, по умеренным ценам. Демпингом никто не собирается заниматься. Мы предлагали компаниям участвовать в тендерах и электронных торгах напрямую, то есть, исключая посредников, которые, как правило, присутствуют в этом бизнесе. Предлагалось поставлять в Москву лекарства в госпитальных упаковках, чтобы был доступ непосредственно производителя к клиникам, которые потребляют их в больших объемах.
Я недавно был в Дели, где встречался с главным министром штата Дели госпожой Шилой Дикшит, с руководителем аппарата премьер-министра страны. Мы обсудили много интересных инвестиционных проектов, когда уже Москва могла бы поделиться со столичной территорией Дели своими новыми наработками, особенно в области транспорта, в области обеспечения безопасности. Те программы, которые сегодня мы реализуем - это интеллектуальная система движения, программа очистки воды, утилизации бытовых и опасных отходов - все это темы, которыми мы могли бы обмениваться. Мы договорились, что в конце октября - начале ноября мы проведем дни Москвы в Дели, в рамках которых постараемся подписать уже конкретные соглашения в этой области. К этому времени подготовим программу взаимодействия между Москвой и Дели, которая конкретизирует все направления сотрудничества между нашими городами на 2012-2016 годы.
- Недавно мэр Москвы и глава киевской администрации подписали трехлетнюю программу сотрудничества. Каковы перспективы взаимодействия двух городов?
- Отношения Москвы и Киева всегда были "теплыми". И первый визит, который Собянин как мэр Москвы совершил за пределы России, был визит в Киев. Нам очень отрадно отметить, что почти через два месяца состоялся ответный визит руководителя городской администрации Киева Александра Попова в Москву. Причем мы подписали программу с конкретными направлениями сотрудничества. Это и сфера муниципального хозяйства, и строительство, и взаимодействие в области здравоохранения. Когда мэр Киева находился в Москве, он посетил здесь ряд объектов. В том числе ему показали новейшие методики строительства подземных тоннелей, в частности, развязку на пересечении Ленинградского и Волоколамского шоссе. Мэр Киева отметил, что многие технологии могут быть использованы в Киеве, особенно с его сложным географическим рельефом. Мы обсуждали возможность взаимодействия в области здравоохранения. Договорились, что расширим соглашение, возможно, дополнением, которое будет сфокусировано на взаимодействии в области здравоохранения. Москва собирается строить современнейшие диагностические и клинические центры, и, конечно, было бы интересно, если бы поток "тяжелых" пациентов из Киева направлялся в Москву. Мы говорили об обмене опытом в сфере строительства, о привлечении киевских проектных организаций, в том числе и в строительство метрополитена и дорожной инфраструктуры, развязок. Я думаю, что сотрудничество Москвы и Киева будет образцом взаимодействия двух дружественных крупнейших городов на пространстве СНГ.