Начиная бизнес по производству электронного корректора осанки «Мастер осанки», генеральный директор ООО «Арт-Бизнес» Андрей Артищев был уверен, если результат его деятельности будет приносить пользу людям, то и деньги обязательно придут.
ОПОРА-КРЕДИТ: Когда у Вас зародилась идея создания собственного бизнеса?
Андрей Артищев: С мая прошлого года я решил сосредоточиться на производстве электроники, до этого я занимался как наемный сотрудник интернет-проектами. Но я понял, что в России интернет-проекты, за редким исключением, - это мыльные пузыри: создаются какие-то бессмысленные сервисы, где почти нет никакой денежной выручки, а если и есть, то приносится Интернет - рекламой, причём в стартаперских планах, но редко в реальности. Поэтому я решил создать бизнес с точки зрения генерации денежных потоков, реальных, а не виртуальных. Реальный бизнес с реальными деньгами, и, главное, с реальной пользой для людей - я решил заняться своим бизнесом, где бы я явно ощущал реальную полезность своей работы для людей, а если результат моей деятельности будет приносить ощутимую пользу людям, то и деньги обязательно придут реальные, а не виртуальные - так я рассуждал.
ОПОРА-КРЕДИТ: Почему именно производство электроники, а не что-то более простое, например продажа бытовой техники?
Андрей Артищев: Хотелось создать что-то новое, инновационное. Решение конкретных проблем, через инновации. Мне нравится как продавать «новинки», так и создавать их. Производство инновационных товаров мне показалось интересным занятием, чем просто торговля. Я сейчас делаю несколько проектов, связанных с электроникой: электронный корректор осанки и ряд других гаджетов, где «Мастер осанки» первый продукт. Хотелось достичь большей маржинальности, управляя всей цепочкой производства. Вдобавок, проще конкурировать, создавая какие-то уникальные продукты. Многим людям и компаниям сложно создать уникальный продукт, мне же в силу своего многолетнего опыта работы над инновационными продуктами и услугами в Интернет наоборот это просто, и это является моим преимуществом.
ОПОРА-КРЕДИТ: Не могли бы рассказать поподробнее про этот «Мастер осанки»?
Андрей Артищев: 90% нарушений осанки вызваны привычкой сутулиться. «Мастер осанки» - это электронное устройство размером с 5-ти рублевую монету. Крепится сменной наклейкой к телу, и он незаметен под одеждой. Запоминает положение прямой спины и начинает вибрировать, если спина сутулится. После 30 дней использования вырабатывается привычка держать спину прямо, без напоминаний «Мастера осанки». Вот и все.
ОПОРА-КРЕДИТ: А кто разрабатывал этот электронный корректор осанки?
Андрей Артищев: Идея была моя, а разрабатывал совместно с фирмами, которые занимаются этим: создание микросхем и так далее. Эту часть я отдал на аутсорсинг. В 21 веке нужно создавать ценность - сам продукт, а физическое производство товара это не сложно. Хотя поиск производителей - оказался очень затратный и трудоемкий процесс, гораздо сложнее, чем я предполагал изначально. Вообще найти подходящие фирмы оказалось очень непросто: из шести десятков предприятий, занимающихся производством микроэлектроники на заказ, только пять сделали мне реальное коммерческое предложение, два из которых были более или менее приемлемыми. Остальные - торговцы воздухом, чтобы их отсеять, пришлось потратить много времени на перебор разных вариантов. К сожалению, по моему мнению, производство электроники в нашей стране почти умерло, а всё, что утверждается в телевизоре про производство - миф. Почти все производство ушло из России в Китай, если что и осталось, то оно либо мелкосерийное, либо связанное с оборонкой.
ОПОРА-КРЕДИТ: Кто ваши клиенты?
Андрей Артищев: В основном, это женщины. Хотя корректор осанки - это продукт для многих. Так, изначально в 2010 году, я сам хотел исправить свою осанку, ходить с прямой спиной - так и родилась идея прибора. Выяснилось, что очень многие признаются в том, что осознают эту проблему, но бороться готовы немногие. Реально готовы бороться с осанкой только женщины, а мужчины наотрез отказываются делать что-нибудь для исправления осанки. С этим связана следующая ситуация: менталитет потребителей. Например, про мой товар выходила история в журнале Maxim, это мужской журнал, но заказы, со ссылкой на то что узнали из журнала Максим поступали исключительно от женщин. Меня это очень сильно удивило, как маркетолога, - журнал «Максим» исключительно для мужской аудитории, как по позиционированию, так и содержимому, а оказалось что у него читательницы женского пола, поэтому по некоторым заказам я съездил и лично пообщался с клиентками, чтобы выяснить причины этого явления. Кстати хочу особо отметить, что при выводе инновационного продукта на рынок - главным является близость к потребителю - общаться с ними, чтобы быть не разделённым барьером «прилавка», по типу клиент-продавец, а быть на одной волне с потребителями, чтобы выяснить все их потребности и после наиболее эффективно реализовать то, что нужно. Выяснилось, из истории по мужскому журналу и другим моим рекламным экспериментам с мужской аудиторией, что мужчины из-за менталитета наотрез отказываются делать что-либо по улучшению своего внешнего вида. Ситуация схожа с мужской косметикой, например, с кремами, мужчины просто стесняются ее использовать - считается в обществе, что если мужчина пользуется косметикой, то либо он гей, либо метросексуал, либо слишком женственный. Соответственно, как я уже говорил, покупают только женщины.
ОПОРА-КРЕДИТ: Видно, что Вы достаточно серьезно подошли к анализу потребностей своих клиентов. Не могли бы рассказать про цепочку сбыта товаров?
Андрей Артищев: На данном этапе я решил выстраивать собственную систему дистрибуции: создал на сайте Интернет - магазин и подписал договора по курьерскому обслуживанию с несколькими предприятиями. Не нужно выстраивать свой штат из десятков курьеров, когда можно эту часть бизнеса отдать на аутсорсинг. Формат интернет- магазина выбран мною в силу ряда причин. Так, я общался с аптечными и спортивными сетями, но условия у них были примерно такие - 90 дней отсрочки платежа по товару. Фактически, это кредитование розничных сетей своим товаром, я не могу себе этого позволить пока у меня не большой оборотный капитал. К тому же это может просто разрушить денежный поток моей фирмы: денег на то, чтобы отгрузить товара на три месяца реализации, просто нет. Малым предприятиям банки не особо активно дают кредиты, потому что нет выручки - бизнес только начинается, а также поручителей, тем более некоторые банки просто не рассматривают те фирмы, что существуют меньше 6 - 9 месяцев.
ОПОРА-КРЕДИТ: То есть, фирме изначально нужно иметь достаточно серьезный резерв денежных средств?
Андрей Артищев: Все правильно, не имея их, ты получаешь следующее: если работаешь с отсрочкой платежей: чем больше продаешь, тем больше ты в долгах. Это отрицательный денежный поток. Я сам кандидат экономических наук и знаю, что такая система может просто похоронить бизнес: чем больше оборот - тем больше долгов. Правильнее развиваться на предшествующих платежах. Я наотрез отказался от отсроченных платежей, когда оплата происходит по факту получения. Товар эксклюзивно продается на моем сайте и через пластиковые карты. То есть сначала платишь, потом отгружаешь. По работе с retail сетями я так же придумал некоторые идеи, как перевести коммерческие отношения в оплату по факту, а не с отсрочками платежей.
ОПОРА-КРЕДИТ: Это, фактически, классическая фордовская модель, когда люди заказывали автомобиль, делали предоплату и ждали, пока тот сойдет с конвейера. Все верно?
Андрей Артищев: Да, именно так. Задача - зарабатывать, а не набирать долгов.
ОПОРА-КРЕДИТ: А с какими существенными проблемами Вы столкнулись при выстраивании бизнеса, помимо тех, что уже перечислили?
Андрей Артищев: Это пополнение оборотных средств, ликвидности. Когда выводишь новый товар, многие деньги уже потрачены на создание товара, рекламу и каждый рубль на счету. К сожалению, государственные субсидии сейчас нереально получить, так я пробовал получить грант по развитию для новых предприятий в 350 000 рублей, по после того как в Москве сменили мэра, новый мэр сменил и руководство по данным субсидиям - в итоге все заявки и субсидии подвисли при смене начальников. В данный момент собираюсь оформить кредит у банка под 18% годовых. Моя компания расширяется, в апреле - мае, я собираюсь сформировать отдел продаж и нанять 6 человек в штат.
ОПОРА-КРЕДИТ: А бюрократия сильно затрудняет Ваш бизнес?
Андрей Артищев: Я в бизнесе не новичок. Еще в 16 лет я стал индивидуальным предпринимателем (ИП), как только мне исполнилось 16 лет, потом в 23 года я также занимался мобильным контентом и рекламой как ИП, и вот сейчас у меня свое ООО. Я столкнулся с такой вещью, как регистрация юридического адреса. Если ИП можно регистрировать по месту жительства, то за юридический адрес нужно платить 15 тысяч рублей. Многие просто продают адреса для регистрации, это тоже чей-то бизнес. Очень сильно также раздражает, что после регистрации в ИФНС №46 нужно получать коды статистики в другом здании на другом краю Москвы, куда они к тому же должны прийти обычной почтой (и это в век Интернета!), а без этих кодов статистики нельзя открыть расчётный счёт, я потратил на их ожидание две недели и получил бумажку в 1 лист, в полуразвалившемся здании на Кирпичной улице. Непонятно, почему нельзя было сразу выдать мне и коды, и свидетельство о регистрации? Или почему нельзя сделать это по Интернету? А так получается: здесь получи, там подтверди, потом иди в Фонд социального страхования, потом в Муниципальный фонд страхования, и это не считая рассылки писем о расчётном счёте и так далее- бумажной волокиты много. Я потратил месяц на все. Но зато я прошел через всю эту волокиту и стал больше разбираться во всех этих процессах. Я изначально хотел пройти всё это самостоятельно, для собственного опыта, поэтому принципиально отказался от услуги «регистрация ООО под ключ». Хотя плюсы за прошедшие годы, с тех пор как я работал над собственным бизнесом, появились - в частности, сдача налоговой отчётности, через Интернет.
ОПОРА-КРЕДИТ: Проверки не сильно мучают?
Андрей Артищев: Мне пока еще рано говорить о них, фирма существует с октябряпрошлого года. Оборота пока серьезного нет, а как следствие, и поводов к ним. Я хотел бы перебраться в Сколково и получить там статус инновационного предприятия для снижения ЕСН.
ОПОРА-КРЕДИТ: Про Сколково не могли бы поподробнее рассказать?
Андрей Артищев: Сколково, по сути, внутренний оффшор, где собираются инновационные предприятия, который получают определенный статус и льготы, например, помимо того, о чем я уже говорил, - это льготы по растоможке и налогам. Пока статус там достаточно сложно получить. В частности, я заполнял заявку, у меня инновационный продукт, но ее отвергли по чисто формальному критерию: у меня в штате не было иностранца, а раз так, то у меня не инновационное предприятие. Я созванивался с руководством кластера медицины, мне сказали что пункт, связанный с обязательным иностранцем в штате вскоре уберут и мою заявку рассмотрят в особом порядке. В Сколково много возни с бумагами, в которых нужно доказать - инновационный продукт ты производишь или нет и многие другие вещи - есть много бюрократии. По сути, они пытаются построить пирамиду с вершины, сотрудничая, в основном, с крупными компаниями: Intel, Boeing и прочие - я постоянно читаю в прессе, как с большой помпой объявляется о том что они подписали меморандум с очередным большим бизнесом, а вот про то что новые предприятия или начинающие предприниматели попали в Сколково - про это ничего не слышно, к тому же так особо не пропиаришься на новичках. Одно дело, сказать, что мы подписали меморандум с Nokia, Лукойл - хотя меморандум, по сути дела, ничто, или другое дело, сказать, что мы приняли в состав проекта никому не известный ООО «Абрикос» c инновационной разработкой. Объективно сейчас в Сколково проще попасть, если ты не начинающее предприятие с инновационными задумками, а если ты большее предприятие и решил для льгот открыть дочернюю компанию и зарегистрировать её в Сколково. Все это может закончиться аутсорсингом каких-то процессов в сфере разработок для иностранных предприятий и льготами для крупных Российских предприятий, которые просто откроют там дочерние предприятия. Ведь сами крупные компании редко сами что-то разрабатывают, они коммерциализируют новшества. В основном малые предприятия с помощью новых технологий и продуктов стараются захватить рынок, а крупные заинтересованы в стандартизации процессов продаж и максимальному использованию готовых ресурсов для получения прибыли - так устроен бизнес. В силу этого инновации затухают.
Корреспондент ОПОРЫ-КРЕДИТ Павел Соколов
Текст.
opora-credit.ru