Как я провел вечер с Анной Чапман, старт-аперами и руководством «Сколково»

Mar 14, 2011 20:06


Что может быть общего у известной шпионки, а ныне телеведущей Анны Чапман и нескольких десятков молодых и талантливых старт-аперов? Особенно в пятницу вечером. Мысли о развитии предпринимательства и высоких технологий привели их всех в Политехнический музей на встречу с Фондом «Сколково». Предприниматели искали инвесторов. Кого или что искала Анна, осталось тайной.

Фонд вышел в массы. В рамках первого Дискуссионного клуба «Сколково» молодые (и обязательно перспективные) предприниматели встретились с экспертами инвестиционного рынка. Создатели и партнеры клуба - Фонд развития инновационного центра «Сколково», VentureCity, фабрика старт-апов «Главстарт».

Большая заслуга модератора встречи - ведущего телеканала РБК Игоря Виттеля - в том, что вечер не превратился в программное выступление представителей компаний, а был построен вокруг обсуждения перспектив развития инноваций и новых технологий в России и месте «Сколково» в этом процессе.



Представители Фонда объяснили гостям, что же все-таки будет делать их «ведомство по делам инновационным» для блага страны и почему в «Сколково» нет и не будет «откатов». Последними, к слову, аудитория была крайне обеспокоена - иначе как объяснить несказанный интерес присутствующих в этом вопросе.

Руководитель ИТ-кластера Сколково Александр Туркот заверил всех, что «дать откат» в Сколково не возможно и что проекты выбирают и согласовывают эксперты - представители известных отечественных и зарубежных компаний, независимые ИТ-специалисты. Такой сложный состав экспертного совета с одной стороны позволяет достичь всесторонней оценки вероятностей реализации того или иного проекта, с другой стороны минимизирует саму возможность злоупотребления своим положением.

Руководством «Сколково» был представлен и один из «проектов-счастливчиков» (всего их 16), принятых к реализации Фондом. Грантополучателем оказался один из подпроектов компании ABBYY - разработка уникальной платформы перевода и анализа текстов (NLC). Как показалось многим участникам встречи, проект был выбран «Сколково» все-таки не за его уникальность, а потому что компания ABBYY - известный бренд на российском рынке IT-технологий, и есть большая вероятность того, что деньги будут потрачены эффективно.

Выстрелит ли этот проект? Специалистам давно известно намерение ABBYY «перевернуть мир» с помощью NLC. В 1999 году основатель и председатель совета директоров компании Давид Ян в интервью журналу «Домашний компьютер» обещал коммерческий запуск NLC через два года. По прошествии этого времени представители компании перестали конкретизировать сроки, хотя до сих пор подчеркивают, что со временем NLC может стать основным бизнесом компании (на ряду с FineReader и Lingvo).

Но главной изюминкой всего вечера была «битва старт-апов». Таким воинствующим термином организаторы назвали микропрезентации проектов молодыми старт-аперами, когда нужно не только уложиться в строго отведенное время (на первом этапе это всего лишь 60 секунд), но и рассказать о своем проекте лучше своих соперников (таких же старт-аперов). Победители «битвы» будут номинированы на статус участников «Сколково» и получат возможность финансирования как от Фонда «Сколково», так и от других инвесторов.



В качестве резюме хотелось бы сказать несколько слов о перспективности такого формата взаимодействия Фонда «Сколоково» и молодых талантов. Однозначно, позитивно то, что наконец-то Фонд предстал перед нами не как официальный государственный институт с множеством важных персон с iPad и в дорогих костюмах, а как реальный фонд инвестиций в старт-ап-проекты. И, конечно, большая заслуга организаторов и Аркадия Морейниса (руководитель «Главстарта») в том, что встреча была неформальной, и любой желающий мог задать вопрос представителям Фонда и воспользоваться случаем, чтобы пропиарить свой проект.

Что не понравилось? Все проекты показались достаточно однотипными: касались в основном только интернет-технологий (сайт вопросов-ответов, сайт мелких поручений и т.д.) и часто копировали реализованные на Западе проекты. Инновационность и техническая новизна таких проектов под большим вопросом. Их ценность для российской экономики в целом крайне мала. Понятно, что Интернет перспективен, и порог вхождения именно в этой отрасли минимален, но уже сейчас многие задаются вопросом, не очередной ли это «пузырь»?

Все хотят инвестировать в Интернет и ожидают бурного роста и мгновенного возврата вложенных средств. Здесь никто не играет в долгую, у всех проектов заявленная окупаемость - 1-3 года! Не понаслышке можем сказать, что редкий проект в нынешнем Рунете похвастается рентабельностью, не говоря уже о «стремительной» окупаемости.

Вот и журнал «Секрет фирмы» пишет в своей статье «Молодые и бесперспективные»:

«Интернет - модная тема для инвестиций, - говорит глава LiveInternet Герман Клименко. - Денег избыток, а вот проектов - ноль». Клименко знает, о чем говорит. В прошлом году он управлял инвестиционным фондом Social Space Fund, который планировал поддерживать российских разработчиков приложений для Facebook. «За три месяца мы рассмотрели 300 заявок. Ни одной оригинальной идеи»,- говорит Клименко. Сейчас работа фонда заморожена.

Так что вырастут ли у нас свои Гейтсы, Хьюлетты и Джобсы, покажет время. Но уже хорошо, что некоторые молодые умы пытаются себя реализовать не в «Газпроме» и не в «Роснефти», а ковыряясь с кодами и гаджетами в своих студенческих комнатах (почти как в гаражах «Силиконовой долины»). Это наше новое поколение, и хочется верить в него, хотя некоторые и считают его «бесперспективным».

Роман Романенко, специально для E-xecutive

Текст. E-xecutive

Анна Чапман, abbyy, Давид Ян, Герман Клименко, Сколково, Александр Туркот, РБК, Игорь Игорь Виттель

Previous post Next post
Up