Тома Гомар: Сколково - это возможность России продемонстрировать способность к позитивным изменениям

Mar 09, 2011 12:26

Россия намерена сократить технологическое отставание ("UsineNouvelle.Com", Франция)



В настоящий момент Россия работает над гигантским проектом своей Кремниевой долины в подмосковном Сколкове. EADS и Alstom уже заявили о намерении вложить средства в проект. Руководитель программы Россия/СНГ во Французском институте международных отношений Тома Гомар (Thomas Gomart) анализирует стратегию российского руководства по возвращению страны на первые позиции в мировой технологической гонке.

L’Usine Nouvelle: Почему Россия сегодня так сильно отстает в плане инноваций?

Тома Гомар: В России существует богатое научное и технологическое наследие, однако оно серьезно истрепалось за 1990-е годы. Сегодня государство прилагает все усилия для поддержки инноваций. Чтобы оценить нынешнее отставание, достаточно посмотреть на число заявок на патенты. По их количеству Россия находится на уровне Бразилии и серьезно отстает от Индии и прежде всего Китая. Россия идет далеко позади мировых лидеров, что особенно неприятно с учетом такой сильной научной культуры.

- Проект «Сколково» подразумевает гигантский кластер. Такая модель для России в новинку. Как были организованы исследовательские работы до настоящего времени?

- Традиционно научная деятельность сосредоточена в Академии наук, которая является своего рода государством в государстве. Тем не менее, конкретных технических разработок там производится крайне мало. Таким образом, сейчас задача заключается в том, чтобы приблизить эти академии к университетам и добиться их эффективного симбиоза. «Сколково» является особым проектом, как по своим задачам, так и по уровню политической поддержки.

- В чем заключается эта поддержка?

- Этот проект является неотъемлемой частью политической риторики Дмитрия Медведева. Это один из ключевых моментов его программы в связи с масштабными планами по модернизации страны. Для России «Сколково» - это возможность продемонстрировать способность своей страны к позитивным изменениям. Критики говорят о пустом фасаде и «потемкинской деревне», однако поддержка из-за границы продолжает шириться, что, безусловно, является признаком прогресса.

- Можно ли считать создание такого многоотраслевого центра с инвестициями в 4,5 миллиарда евро по-настоящему выигрышной стратегией?

- Основной вопрос стоит следующим образом: можно ли дать толчок инновациям сверху? Российским властям придется иметь дело с целым рядом проблем, и, прежде всего, с проблемой предпринимательства. Способно ли «Сколково» стать местом пересечения государственных исследований, крупных компаний и молодых предприятий? Условия создания предприятия, а также статус предпринимателей остаются чувствительными проблемами в современной России. В стране нет культуры предпринимательства, так как исторически в ней не существовало семейного капитализма. Основу экономики составляют крупнейшие национальные компании, тогда как сеть промежуточных предприятий развита очень слабо.

- В настоящий момент Франция и Россия ведут переговоры о продаже четырех военных кораблей класса «Мистраль». Является ли это признаком сближения двух стран?

- Москва должна непременно стать стратегическим партнером Парижа. Договор о продаже «Мистралей» позволяет создать прецедент сразу с нескольких точек зрения: промышленной (заказы для французских предприятий), политической (движение к альянсу двух стран) и, наконец, более широкой перспективы развития отношений НАТО и России. Российские официальные лица осознали, насколько их страна связана с мировой экономикой, несмотря на то что до сих пор не является членом ВТО. Их основная задача - опереться на Европейский Союз, а также развивать взаимовыгодные отношения с соседями и другими развивающимися странами. Речь идет о политике открытости миру. Российское руководство осознает отставание своей страны и, чтобы исправить текущую ситуацию, намерено расширять число своих партнеров.

Оригинал публикации: Pour Paris, Moscou a vocation à devenir un partenaire stratégique

Текст. inoСМИ.Ru

Тома Гомар, alstom, Франция, Мистраль, Дмитрий Медведев, Сколково, eads, Париж, НАТО

Previous post Next post
Up