Иржи Юст (Jiří Just)
Россия пытается уменьшить свою технологическую отсталость, с которой борются со времен Советского Союза. Сейчас, как по крайней мере можно услышать от российских политиков, у страны на пути к инновации есть все необходимое: интеллектуальный потенциал, финансы, а с прошлого года и проект центра современной науки и исследований «Сколково».
Проект российской Кремниевой долины, как на калифорнийский манер называют «Сколково», призван принципиальным образом изменить отношение к инновационным технологиям и в их использовании приблизить Россию к Западу. Кремль здесь, прежде всего, планирует сосредоточиться на биомедицине, ядерной энергетике, компьютерных и энергосберегающих технологиях.
Западный стиль в России
Как утверждает депутат Государственной думы и советник президента фонда «Сколково» Илья Пономарев, научный центр должен принести в Россию западную культуру работы в инновационных отраслях и сократить пропасть между отдельными стадиями инновационного цикла.
«Самая большая проблема, существующая в России, это недостаток опыта и культуры, которые есть у предпринимателей, работающих в хай-тек сфере на Западе. Всего этого у нас нет, - говорит российский политик. - В России исторически существует пропасть между образованием, наукой и реальной экономикой. Все сидят и ждут, когда к ним придут с предложениями».
По словам Пономарева, «Сколково» возникло на зеленом лугу именно для того, чтобы в отличие от других уже существующих научных центров в самом начале преодолеть такое состояние и в будущем служить моделью для других.
У проекта на бумаге уже есть арендаторы
Российская Кремниевая долина пока существует только на бумаге. Еще даже неизвестно, какой будет окончательная архитектурная форма центра. Однако президенту России уже удалось привлечь в «Сколково» немалое число влиятельных иностранных компаний. В инновационном центре свои филиалы планируют открыть Nokia, Microsoft, Siemens, Boeing и Cisco.
Однако основной силой научного центра должны стать не филиалы известных американских и европейских компаний. Илья Пономарев потенциал проекта видит, прежде всего, в так называемом виртуальном «Сколково».
«На мой взгляд, самый важный компонент центра не само его физическое существование, а так называемое виртуальное «Сколково». Определенное предложение услуг, которые «Сколково» будет предоставлять компаниям, рождающимся во всех сколковских лабораториях», - говорит Пономарев.
Среди таких услуг, по словам Пономарева, должна быть помощь с коммерциализацией инновационных продуктов, поиском инвестиционных партнеров и выходом на международный рынок.
«Мы будем служить универсальным окном и для российских компаний, которые захотят попасть на международный рынок, и для международных компаний, которые захотят прийти на наш рынок», - добавляет эксперт.
Утечка мозгов
Инновационный центр «Сколково» также должен повлиять на негативную тенденцию, с которой Россия борется уже долго и безуспешно, - с утечкой мозгов. По данным Фонда народонаселения ООН, с 1992 года Россию покинули более 3 миллионов специалистов.
Как утверждает российский политик, государство не только будет пытаться остановить этот процесс, но и постарается стимулировать обратное явление. То есть приток научных работников из-за границы. В «Сколково» будут привлекать высокими зарплатами и самым современным оснащением.
«Научное сообщество очень мобильно, оно идет туда, где ему интересно. Если более хорошее оснащение и доступ к научным грантам будут здесь, в России, ученые придут к нам. Если самый лучший рынок, который открыт и где можно заработать большие деньги, будет здесь, люди приедут к нам. А если это будет где-то еще, никакие барьеры не остановят ученых, чтобы туда не ехать», - говорит Пономарев.
Есть принципиальный вопрос, с которым связано и существование «Сколково»: насколько российская промышленность и российское общество готовы к инновационным технологиям.
Потенциал со времен СССР
Российская промышленность, за некоторыми исключениями, в течение многих десятилетий оставалась не тронутой модернизацией, она часто все еще использует потенциал времен СССР. По данным Росстата, износ имущества и оснащения составляет более 45%. Согласно докладу высшего контрольного органа, в некоторых областях износ достигает 80%.
«Реальность на самом деле такова, что уровень использования новых технологий в среднем в российской промышленности очень низкий», - соглашается российский депутат. Однако необходимый потенциал у российской промышленности есть. Пономарев добавляет, что в России у предпринимателей есть ключевой фактор инновационного развития - готовность рисковать, которая, как он считает, у бизнесменов в России в несколько раз выше, чем в Европе и даже США.
Российское общество, по мнению Ильи Пономарева, открыто новым технологиям. Не только с точки зрения качества мобильной сети, которая в России якобы лучше, чем в США. Россияне, с его точки зрения, в использовании современных смартфонов и столь популярных в России электронных книг могут смело соперничать с Западом.
Детище Медведева
И хотя проект инновационного центра связан с именем российского президента, и поэтому его часто считают чисто политическим проектом, Пономарев отрицает, что с возможным уходом Медведева из Кремля «Сколково» может быть закрыто: «Я не думаю, что Медведев уйдет. По-моему, он останется на второй срок. И даже если произойдут какие-то перемены на высших постах, в отношении «Сколково» ничего не изменится. Начало уже положено, и, если все не испортят неверные решения, «Сколково» должно развиваться дальше».
Текст.
inoСМИ Оригинал публикации:
Rusko zkouší dovézt západní styl. Staví Silicon Valley