На этой неделе президент Дмитрий Медведев на встрече с сотрудниками центров занятости и профориентации заявил, что «вузам пора прекращать делать бесконечных юристов и экономистов». Вместо этого, по мнению президента, надо выпускать больше инженеров. Осталось понять - кто и как быстро будет реализовывать эту идею президента.
«Нам катастрофически не хватает инженеров, специалистов в области точных наук. И, к сожалению, престиж этих профессий за определенные годы очень сильно поблек», - заявил Дмитрий Медведев. При этом он объяснил, что государство должно задавать приоритеты в подготовке необходимых специалистов. «Вот как в 50−е годы был кинут клич: «Нам нужны инженеры». И мы получили большое количество талантливых людей, которые, собственно, создавали наш научный потенциал, развивали нашу промышленность. Нам нужно делать что-то подобное сейчас», - заметил президент.
Медведев не первый раз говорит о необходимости поднятия престижа инженерного и технического образования. Понятно, что от наличия хорошо подготовленных кадров напрямую зависит успех объявленной модернизации экономики с упором на внедрение инноваций и отечественных высоких технологий. Так, 11 февраля 2010 года на совещании в Томском университете он говорил о важности подготовки университетами кадров для инновационной экономики, «и в первую очередь инженерных специальностей». А 19 января прошлого года на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике президент уточнил свою позицию: «Необходимо создать систему поиска и сопровождения молодёжи, которая обладает современным инновационным мышлением и способна в будущем к тому, чтобы развивать «умную» экономику, экономику, основанную на знаниях. Такого рода молодых людей мы обязаны сопровождать с момента появления первых результатов в школе и, соответственно, в университетский период, и постуниверситетский период».
Однако, как показывает статистика, несмотря на ряд принятых мер, в том числе введение президентских грантов и стипендий молодым ученым, молодежь пока не спешит массово, как это было в 50−е годы, подаваться на инженерные и естественнонаучные специальности. Осенью 2010 года Институт сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) провел социологический опрос, чтобы выяснить какие специальности выбирает молодежь. Опрос 585 респондентов показал, что инженерные специальности привлекают 7%, а учеными хочет стать всего 1%. Наиболее востребованы специальности, связанные с управлением и коммерческой деятельностью. При этом примерно более двух третей опрошенных, уже имеющих профессию, в том числе и инженеры, оказались ею не удовлетворены. Правда, порадовала мужская половина респондентов. 13% молодых мужчин оказались готовы выбрать инженерную профессию.
Судя по выступлениям президента, в стране в ближайшее время может начаться активная пропаганда привлекательности инженерных специальностей. 8 февраля на встрече с молодыми учеными, которым президент вручал премии, уже не в первый раз поднимался вопрос о создании специального канала, популяризирующего науку, изобретения и инновационные достижения. Собственно один из лауреатов и получил премию за серию популяризаторских остроумных видеороликов.
Правда, кроме призывов и популяризации, нужна постоянная работа с «призывниками» в инженеры и инноваторы в системе образования. Эксперты отмечают, что власти в дальнейшем рассчитывают на поддержку в переориентации интересов школьников от создаваемого сейчас инновационного центра в «Сколково». Инноград призван продемонстрировать каких успехов могут добиться те, кто стал инженером-инноватором.
Другим проектом по выращиванию кадров для технологической модернизации страны занимается госкорпорация «Роснано». В прошлом году она запустила образовательный проект «Школьная лига Роснано», в рамках которого аккумулирует усилия школ, которые углубленно, с использованием современных технологий и творчески подходят к изучению детьми естественнонаучных предметов. Фактически, речь идет о поддержке «точек роста», которые пока обмениваются между собой методиками и технологиями приобщения школьников к технологическому миру, а затем будут готовы поделиться своими наработками и с другими школами. Причина для выбора такого проекта ясна: для работы в сфере высоких технологий, куда входит и область нанотехнологий, нужно будет поколение специалистов, которые уже в школе поняли, что эта сфера и интересна, и перспективна, что инженерная специальность открывает им многие пути. В «Роснано» решили, что никто лучше самих учителей с этой задачей не справится, поэтому «Школьную лигу» развивают сами педагоги-естественники. На первом этапе к этому проекту подключились 20 школ из разных регионов России.
«Наша задача сделать так, чтобы детям было интересно изучать физику, химию, биологию, математику. Для этого они должны делать живые проекты, экспериментировать, моделировать, исследовать. Даже если потом в своей жизни они не будут заниматься естественнонаучными и техническими проблемами, то они будут просто хорошо образованы. А для детей со склонностями к естественным наукам мы предлагаем спецкурс по нанотехнологиям. Надеемся, что он даст им дополнительный толчок к выбору именно этого пути», - поясняет главный эксперт департамента образовательных программ «Роснано» Андрей Мельников.
Россия, похоже, не одинока в желании переориентировать школьников на определенные специальности. Так, в сентябре прошлого года в эфире телеканала NBC президент США Барак Обама предложил провести ряд мер по улучшению за два года образования американских школьников с основным упором на математику и естественные науки.
Текст.
Infox.ru