Стенфорд неумело притворяется академичным и консервативным: выпускники облачаются в черные мантии без пиетета, точно это маскарадный костюм, а день вручения дипломов - джазовый фестиваль.
"Долина находится в Калифорнии, а Калифорния - это родина контркультуры. Здесь люди не носят галстуков и не уважают иерархию", - рассказывает Григорий Фрейдин, заведующий кафедрой русской литературы Стенфордского университета.
На этой сцене основатель Apple Стив Джобс вспоминает, как он бросает колледж и увлекается электроникой. Пытаясь рассмешить выпускников 2005 года, Джобс произносит: "так близко, как сегодня, к диплому я не был никогда".
"Это было не смешно. У меня не было комнаты, поэтому я спал на полу в гостях у друзей. Я подбирал и сдавал бутылки за 5 центов и покупал на это еду", - вспоминает Джобс, ныне глава одной из самых успешных корпораций мира.
О том, как ему удается собрать на верстаке неуклюжий компьютер и стать миллионером в 20 лет, напишут книги. Это потом будет Apple 2, рядом с которым на рабочем столе появится такая непривычная - в прямом смысле слова, деревянная - компьютерная мышь. Теперь Джобс намекает, что от нее можно отказаться Мышь - это прошлый век, когда с прилавков сметают миллионы планшетных компьютеров Ipad: пользователь листает интернет-страницы, или книги из электронной библиотеки без традиционной клавиатуры. Размером с глянцевый журнал -- Ipad, как и Iphone, MacBook - символы ренессанса компании Apple:
- Другого такого продукта не существует. Уверен, вы поймете это, как только возьмете его в руки. Вот что нам удалось сделать.
Непостижимо, но Apple во время кризиса продолжает расти: теперь надкушенное яблоко стоит 222 миллиарда, и по капитализации уверенно обходит своего исторического конкурента - компанию Microsoft, поэтому на каждое публичное выступление Стива Джобса чувствительно реагирует рынок. Если глава Apple худеет, инвесторы волнуются: ведь у Джобса обнаруживают рак поджелудочной железы. Это редкая форма, компьютерный гений мужественно его побеждает, не прекращая работать. В руке Джобса на прошлой неделе - новый Iphone.
Кремниевую долину не отыскать на карте - это регион Калифорнии неподалеку от Сан-Франциско: два университета Стэнфорд и Беркли окружены плотным кольцом из высокотехнологичных компаний и венчурных фондов. Долина говорит с акцентом: русским, индийским, китайским, - поясняет руководитель центра разработок Google Сергей Бурков, рассказывая анекдот из жизни:
Диалог в Кремниевой долине:
- Какой у вас странный акцент...
- Извините, я из Техаса.
"Дух авантюризма несомненно нужен. Нужны толковые люди, нужны революционные изобретения, нужны деньги, которые позволят превращать эти изобретения в продукты, и эти продукты продавать. Это вторая компонента, которая возникла здесь. Здесь сконцентрировано 80% мирового венчурного капитала", - рассказывает Сергей Бурков, руководитель центра разработок Google.
Кремниевая долина рождалась в гараже. Студенты Стэнфорда Ульям Хьюлетт и Дэйв Пакард собирают высокоточный аудио-осциллятор на излете 30-ых, потом эти две фамилии украсят первый в мире программируемый настольный калькулятор, они же впервые сделают калькулятор карманным. Сейчас в лаборатории HP не услышать слово транзистор, скорее, нанофотоника или нанооптика. Стен Вильямс пытается нарисовать картину будущего, к которой он, Нобелевский лауреат, добавляет несколько штрихов: каждый компьютер будет наделен чувствами или сенсорами, но стоить машина будет столько, сколько сейчас. Информация, поступающая из всех компьютеров одновременно позволит предсказывать будущее, произносит Вильямс в кабинете Ульяма Хьюлетта:
- У нас слишком много информации, и почти нет знаний. Те огромные массивы информации, которые мы получаем - недостаточны. Если у нас будет глобальная сеть сенсоров, и информации будет в тысячи раз больше - есть технические проблемы, как это все хранить и как анализировать, превращая в знание. Но если мы сможем это сделать, то мы будем глубже понимать, что вокруг нас в действительности происходит, и, стало быть, сможем заглянуть в будущее и исключить возможность таких неприятных сюрпризов, как например, катастрофа в Мексиканском заливе.
Историк компьютерного века Даг Спайсер уверен, что лаборатории и дорогостоящее оборудование отнюдь не гарантируют коммерческий успех в Кремниевой долине. "Есть огромные налоговые послабления для тех, кто впервые открывает компании в Кремниевой долине", - поясняет он.
Компьютер, мозги, бизнес-климат - все, что нужно, чтоб стать миллионером, говорит Спайсер, ссылаясь на пример создателя социальной сети Facebook.
Кремниевая долина навязывает деловую этику, которой не противоречат рискованные и часто напрасные инвестиции, безумные, едва осуществимые проекты, позорные изгнания из гигантских корпораций и триумфальные возвращения. Компании возникают, лопаются за один день или растут, начинаясь с опытов на коленках до законодателей хай-тэк моды, как это демонстрирует, например, пестрая биография Стива Джобса. Он, правнук иммигранта из России, преодолевая взлеты, падения, рак, превращает громоздкий компьютер, запутанный и неприветливый для новичков, в интуитивно понятный инструмент общения и получения информации, который можно спрятать в кармане или уместить на ладони.